Экстремальная психология и безопасность личности

Архив статей журнала

Специфика психологической безопасности преподавателей российских университетов в современных условиях (2024)
Выпуск: Том 1, №3 (2024)
Авторы: Пряжников Николай Сергеевич

В статье уточняется понятие «психологическая безопасность» с учетом специфики современных российских университетов. В качестве основ такой безопасности выделяется чувство собственного достоинства преподавателя, способного даже при неблагоприятных условиях и при неуважительном к себе отношении реализовать высшие смыслы своей профессии. Предложена обобщенная модель возможных факторов и рисков, влияющих на психологическую безопасность, среди которых выделяются не только традиционно неблагоприятные факторы, но и чрезмерно благоприятные, которые могут привести к излишней «успокоенности» преподавателя и снизить его творческую активность. Предложена типология возможных рисков психологического благополучия, предполагающая готовность преподавателя к ретроспективной, ситуативной и перспективной рефлексии своего труда. Также рассмотрены варианты профилактики рисков психологического благополучия, основанные на готовности преподавателя к разумному компромиссу, когда преподаватель выполняет сомнительные директивные указания, если они не угрожают чувству собственного достоинства, и одновременно находит возможности и для более достойной работы.

Сохранить в закладках
Особенности тревожности школьников во взаимосвязи с психологической безопасностью образовательной среды (2024)
Выпуск: Том 1, №3 (2024)
Авторы: Иванова Анастасия Олеговна, Степанова Олеся Сергеевна

Изучаются особенности взаимосвязи школьной тревожности и факторов психологической безопасности образовательной среды.

Испытуемые: 40 человек. 1-я группа — 20 мальчиков, средний возраст 14 лет. 2-я группа — 20 девочек, средний возраст 14 лет.

Методы: методика диагностики школьной тревожности Р. Филлипса, «Шкала личностной тревожности для учащихся 10–16 лет» А. М. Прихожан, опросник «Психологическая безопасность образовательной среды (ПБОС)» Г. С. Кожухарь и В. В. Коврова, U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ при помощи коэффициента корреляции Спирмена.

Результаты: сравнительный анализ показал, что переживание социального стресса и самооценочная тревожность более выражены в группе девочек. Достоверные различия не были выявлены в уровнях психологической безопасности образовательной среды. Корреляционный анализ демонстрирует взаимосвязь межличностной, школьной и самооценочной тревожности с факторами психологической безопасности образовательной среды.

Выводы: уровень тревожности негативно связан с удовлетворенностью образовательной средой; в свою очередь, это ведет к увеличению проблем и страхов во взаимоотношениях с учителем и к сложностям самовыражения (у мальчиков). У девочек уровень тревожности также отрицательно связан с удовлетворенностью образовательной средой, и проявляется это в страхе проверки знаний и социальном стрессе. Существует гендерно-зависимая корреляции между тревожностью школьников и показателями психологической безопасности образовательной среды. Для преодоления проблем, связанных с повышением уровня тревожности у школьников, необходимо обеспечивать высокий уровень безопасности образовательной среды.

Сохранить в закладках
Психологическая безопасность образовательной среды: становление направления и перспективы развития (2024)
Выпуск: Том 1, №3 (2024)
Авторы: Баева Ирина Александровна

Психологические проблемы безопасности в современном мире приобрели крайне высокую актуальность в связи с нарастанием спектра угроз, присутствующих в социокультурной среде. Исследования по проблемам психологической безопасности образовательной среды и ее субъектов являются одним из направлений достижения цели, поставленной указом президента В. В. Путина о национальных целях развития России до 2030 года.

Цель данной публикации — проанализировать историю, современное состояние и перспективы развития данного направления в психологии образования и других направлениях психологических исследований.

Дизайн исследования. Начало исследований в данном направлении было положено в конце XX века, и они активно продолжаются сегодня. В 2003 году нами была разработана и защищена концепция психологической безопасности образовательной среды, методика ее оценки и технологии создания, которые до сих пор служат ориентиром новых теоретических и практических разработок.

Результаты. На основании анализа научной литературы нами утверждается, что именно безопасная образовательная среда поддерживает состояние психологической безопасности человека. Безопасность означает наличие определенных условий, необходимых для жизни, развития и деятельности. Образовательная среда есть совокупность условий, в которых происходит формирование и развитие человека на протяжении всего жизненного пути. Современный обучающийся взаимодействует со множеством социальных сред: семейной, уличной, средой средств массовой информации, интернет-средой, образовательной средой школы и организаций дополнительного образования и т. д.

Вывод: из перечисленных сред только образовательная может иметь полный социальный контроль со стороны общества, и именно она создается профессионалами, работающими в педагогической системе.

Сохранить в закладках
Профессиональное выгорание педагогов средней школы в условиях террористической угрозы (2024)
Выпуск: Том 1, №1 (2024)
Авторы: Сенаторова Елена Николаевна, Балан Александр Сергеевич, Гацуцын Владислав Владимирович

В статье изучаются особенности профессионального выгорания и увлеченности работой у педагогов из двух регионов: региона с бессрочным высоким (желтым) уровнем террористической опасности и обычного региона. Испытуемые: 29 человек. 1 группа: 10 человек — педагогов школы из региона с террористической угрозой, 20 % мужчины, 80% женщины, средний возраст: 49,5 лет. 2 группа; 19 человек из региона с отсутствием террористической угрозы, 16% мужчины, 84%- женщины, средний возраст: 41,2 года. Методы: Опросник «Утрехтская шкала увлеченности работой» в адаптации Д. А. Кутузовой, Опросник выгорания Маслач в российской адаптации, U-критерия Манна-Уитни для несопряженных групп. Результаты: желтый уровень террористической опасности в регионе оказывает влияние на работу образовательных организаций (часть занятий проходят дистантно, увеличивается нагрузка, связанная с обеспечением безопасности учебного заведения). Однако различий по показателям увлеченности работой (энтузиазма, энергичности, вовлеченности) между педагогами разных регионов обнаружено не было. Различия по общему профессиональному выгоранию и показателям эмоционального истощения и деперсонализации также отсутствуют. Редукция профессиональных достижений у педагогов из региона с террористической опасностью достоверно ниже. Выводы: террористическая опасность, действующая в течение полугода, не оказывает непосредственного влияния на профессиональное выгорание и увлеченность работой педагогов региона. Возможно, она соответствует первой стадии развития стресса (тревоги), когда происходит мобилизации внутренних ресурсов. Педагогам необходима психологическая поддержка, чтобы предотвратить развитие более глубоких стадий стресса.

Сохранить в закладках
Квадробинг как угроза психологической безопасности личности несовершеннолетнего (2025)
Выпуск: Том 2. № 1 (2025)
Авторы: Клейберг Юрий Александрович, Деулин Дмитрий Владимирович

В научной работе предпринята попытка осмысления феномена «квадробинга» психолого-педагогическими средствами. Авторы анализируют представленное явление в системе координат угроз психологической безопасности личности несовершеннолетнего. На основе контент-анализа осуществляется изучение отечественных и зарубежных подходов и раскрывается феноменология «психологической безопасности личности-квадробера». Выдвигается идея социального разрушения личности несовершеннолетнего, занимающегося квадробингом. Соотносятся понятие и содержание психического здоровья и психологических последствий «хождения на четвереньках», сравниваются модели биологического поведения животных и человека.

Сохранить в закладках
Стандартизация «Анкеты угроз психологической безопасности» (2025)
Выпуск: Том 2. № 1 (2025)
Авторы: Финогенова Татьяна Александровна

Проведена стандартизация авторской анкеты для выявления угроз психологической безопасности. Анкета включает 36 вопросов, сгруппированных в 8 шкал, которые отражают различные виды угроз: военные, экономические, природные, социальные, информационные, угрозы здоровью, а для оценки общей угрозы используется интегральная шкала. Для стандартизации были применены следующие методы: оценка внутренней согласованности и структурной валидности (альфа Кронбаха); критериальная валидность для шкалы «Военные угрозы» (непараметрический U-критерий Манна-Уитни); определение перекрестной валидности (коэффициент корреляции Спирмана); вычисление средней нормы по каждой шкале (среднее арифметическое и стандартное отклонение). Испытуемые: 123 студента 1—3 курсов — 73 человека из Москвы в возрасте от 16 до 20 лет, 50 человек из Белгородской области в возрасте от 15 до 20 лет. Результат. Доказана структурная надежность основных шкал авторской анкеты (альфа Кронбаха = 0,470—0,689). Выявлены статистически значимые взаимосвязи между шкалами авторской анкеты и шкалами других методик («Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге», «Опросник травматических ситуаций Life Experience Questionnaire (LEQ)» в адаптации Н. В. Тарабриной). Результаты корреляционного анализа подтверждают высокую валидность анкеты. Определены нормативные показатели для каждой шкалы, которые соответствуют низкому уровню выраженности каждой из угроз. Вывод: авторская анкета является надежным и валидным инструментом для диагностики и мониторинга угроз психологической безопасности.

Сохранить в закладках