Архив статей журнала
Исследование семантики изображений сетки на граффити показывает её специальное значение. Сетка являлась как универсальным символом ткани, посвящаемой Великой богине-ткачихе, так и символом самой Богини. Вероятно, такие граффити выполнялись для обращения к ней с различными просьбами - благотворными, в т. ч. о защите или вредоносными, учитывая противоположные стороны образа Великой богини, животворящую или смертоносную. Делать изображения сетки на вотивах могли как греки, так и соседствующие с ними «варвары» (реликтовые арии, скифы и сарматы), поскольку основа верований в Великую богиню у всех них была весьма похожа. Значение могла иметь также форма вотива и/или рисунка, напоминающая предметы, относящиеся к ткачеству (веретено, челнок, грузило).
В статье приводится подробный анализ терракотовых предметов, найденных в погребениях некрополя Танаиса. Представлены аналогии данным находкам, происходящие из античных городов и поселений Боспорского царства. Все терракотовые статуэтки датируются I - III вв. н. э., происходят из детских погребений, большинство из которых было ограблено в древности. Вероятно, по религиозным представлениям жителей древнего Танаиса, терракоты служили проводниками в потусторонний мир, а также своеобразными жертвами хтоническим богам. Они имеют культовое значение и свидетельствуют об эллинизации высших слоев жителей Танаиса.
Подавляющее большинство предметов коропластики эллинистического времени, обнаруженных при исследовании Елизаветовского городища и Танаиса, изображают женские божества или имеют отношение к женским культам. Напротив, в римское время подобные терракоты составляют меньшинство. Цель данного исследования выяснить, насколько согласуются выводы известного швейцарского исследователя античной мифологии и письменной традиции Иоганна Якоба Бахофена о признаках древнего материнского права с археологическими находками античной эпохи на Нижнем Дону в контексте культурологического подхода изучения роли женщин в архаических обществах.