Цель исследования. Цель работы заключается в выявлении ключевых методологических принципов адаптации показателей эффективности классических библиотек для оценки педагогической и образовательной результативности электронных библиотечных систем (ЭБС) в профессиональном образовании, а также в определении их практической значимости для формирования инструментария анализа влияния цифровых ресурсов на учебный процесс.
Материалы и методы. В исследовании применялся комплексный подход, объединяющий теоретический анализ и эмпирические методы. Системно-функциональный подход был применен для формулирования преимуществ ЭБС (удаленный, быстрый, равный, легкий … доступ), что обеспечило комплексный анализ их влияния на образовательный процесс. Историко-аналитический метод использовался для выявления ключевых показателей эффективности, применяемых при оценке деятельности классических библиотек, что позволило обосновать их адаптацию к условиям цифровой образовательной среды. Эмпирический анализ включал обработку статистических данных, предоставленных электронными библиотечными системами, с использованием информации из административных кабинетов и открытых источников. Нормативно-правовой анализ охватывал изучение государственных стандартов и положений ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что обеспечило проверку соответствия функционала ЭБС установленным образовательным требованиям. Сравнительный метод был применен для сопоставления традиционных показателей эффективности библиотек с новыми метриками, обусловленными спецификой цифровой среды.
Результаты исследования демонстрируют, что несмотря на преемственность основных показателей эффективности от классических библиотек, в цифровой среде они трансформируются и приобретают новое качество. Такие метрики как количество регистраций, число посещений и обращений, количество книговыдач, статистика отказов и поисковые запросы становятся более детализированными благодаря цифровым технологиям. Адаптированные показатели позволяют более детально подойти к оцениванию педагогической и образовательной эффективности ЭБС - влиянию на формирование профессиональных компетенций, поддержку непрерывности обучения и достижение ФГОС ВО.
Заключение подчеркивает, что полученные результаты создают теоретико-методологическую основу для разработки комплексной модели оценки эффективности ЭБС, требующей дальнейшей верификации и углубленного изучения взаимосвязей между использованием электронных ресурсов, академической успеваемостью студентов и формированием профессиональных компетенций.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании значимости внедрения электронных библиотечных систем в образовательный процесс с акцентом на формирование информационной компетентности обучающихся в высшем учебном заведении. В условиях стремительной цифровизации образовательной среды становится необходимым определить ключевые навыки, которые помогут студентам эффективно взаимодействовать с информационными ресурсами. Исследование направлено на выявление преимуществ использования электронных библиотечных систем как инструмента для развития критического мышления и преодоления барьеров на пути к освоению современных информационных технологий.
Материалы и методы исследования включают анализ литературных источников и нормативной документации, что позволило сформулировать теоретические основы формирования информационной компетенции у студентов. Применение компетентностного подхода способствовало систематизации знаний о необходимых навыках работы с информацией. Для иллюстрации успешного применения электронных библиотечных систем в образовательном процессе был использован кейс-метод, который демонстрирует практическую значимость исследования. Также применялся сравнительный анализ для выявления соответствия навыков работы с электронными библиотечными системами индикаторам ключевых компетенций обучающихся. Результаты показывают, что в эпоху тотальной цифровизации образовательного процесса компетентностный подход остается эффективной стратегией, обеспечивающей систематический контроль и поддержку развития компетенций студентов на всех этапах обучения, начиная с формирования базовых навыков и заканчивая достижением профессионального мастерства. Отмечается рост интереса к информационной компетенции среди исследователей и преподавателей, что делает её приоритетной стратегией развития образовательных систем. Электронные библиотечные системы на законодательном уровне стали неотъемлемыми компонентами электронной информационно-образовательной среды вуза. Однако их внедрение в учебный процесс связано с рядом трудностей, требующих изучения и преодоления для широкого применения. Рассмотрен положительный опыт внедрения модульного обучения студентов работе с ЭБС. Наглядно продемонстрировано соответствие навыков, получаемых студентами при работе с библиотечными системами, индикаторам достижения ключевых компетенций, что подтверждает положительное влияние такого обучения на формирование информационной компетентности как ключевого свойства личности в эпоху цифровизации. Заключение подчеркивает, что формирование информационной компетентности будущих специалистов еще на этапе обучения является необходимым условием для успешной профессиональной деятельности. Это согласуется с идеями опережающего образования и требует трансформации системы образования. Обучение принципам работы информационных систем через информационно-коммуникационные технологии в электронной информационно-образовательной среде вуза играет важную роль в этом процессе, развивая информационную компетентность и подготавливая студентов к профессиональной деятельности в условиях цифрового общества. В конечном итоге, такие изменения будут способствовать созданию более гибкой и конкурентоспособной системы образования, отвечающей вызовам современной эпохи.