Архив статей журнала
Предметом исследования стала взаимосвязь произведений, относящихся к парижскому периоду творчества М. В. Фармаковского, с поэзией Н. С. Гумилева. Благодаря изучению воспоминаний о Гумилеве, его африканских экспедициях, а также литературной деятельности удалось выявить новые параллели искусства Фармаковского и поэтов «Cеребряного века». В частности, удалось сопоставить рисунок М. В. Фармаковского «Обожаемая женщина» (1907, ГРМ) и творчество поэтессы и переводчика В. Е. Аренс, а также изучить некоторые материалы из наследия семьи Аренс-Пуниных.
В статье рассматривается проблема «художник и заказчик» в русском прикладном искусстве рубежа XIX–XX вв. Цель статьи — выявление и анализ типологических и исторических аспектов заказа. Раскрывая поставленную цель, автор подробно анализирует типологию художественного заказа (государственный, общественный, частный); его характер (оригинальные, копийные, тиражные изделия) и сферы бытования (церковная, светская). Автором представлен стилистический анализ наиболее знаковых заказных предметов. Кроме того, в статье анализируются критерии оценки современниками художественных достоинств произведений прикладного искусства. Статья основана на архивных материалах, мемуарной и эпистолярной литературе, материалах периодической печати конца XIX — начала XX вв., каталогах аукционных домов. В качестве материала исследования избраны изделия ведущих русских золотосеребряных фирм рубежа XIX–XX вв. — поставщиков российского Императорского двора: Братья Грачевы, Морозов, Овчинников, Фаберже и др.