ВЕСТНИК СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ К. Л. ХЕТАГУРОВА

Архив статей журнала

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА (ПОД/ФТ) (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: АГУЗАРОВА ЛАРИСА АСЛАНБЕКОВНА, БУРНАЦЕВ АСЛАНБЕК ВИТАЛЬЕВИЧ

Целью статьи является анализ потенциала технологических инноваций в системе противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в условиях цифровизации финансового сектора. Исследование направлено на изучение возможностей повышения эффективности мер ПОД/ФТ за счет современных технологий, а также выявление ограничений их применения. Рассмотрены ключевые направления цифровой трансформации, включая внедрение искусственного интеллекта, технологий обработки больших данных (Big Data), блокчейна, а также решений в области RegTech (регуляторные технологии) и SupTech (надзорные технологии), которые способствуют автоматизации и оптимизации процессов.

В работе представлена классификация технологий по их функциональному назначению в ПОД/ФТ, включая автоматизацию мониторинга транзакций, выявление подозрительных операций и обеспечение прозрачности финансовых потоков. Особое внимание уделено институциональным и правовым барьерам цифровизации в России, таким как несогласованность законодательства, ограниченный доступ к данным, высокие затраты на внедрение и недостаточная квалификация специалистов. Эти факторы замедляют интеграцию инноваций в финансовый сектор.

По итогам анализа предложены рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы, включая разработку стандартов для внедрения цифровых решений и поддержку государственно-частного партнерства. Также подчеркивается важность развития отечественных технологических платформ, способных конкурировать с зарубежными аналогами, и минимизации рисков, связанных с киберугрозами, утечкой данных и этическими аспектами применения искусственного интеллекта. Статья акцентирует необходимость комплексного подхода к цифровизации ПОД/ФТ, учитывающего технологические, правовые и социально-экономические аспекты, для обеспечения безопасности, устойчивого развития финансовой системы и противодействия новым вызовам в условиях глобальной цифровизации.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ХАБЛИЕВА СВЕТЛАНА РУСЛАНОВНА

В данной статье была рассмотрена актуальность развития цифровых компетенций в образовании. Проанализировано понятие «цифровые компетенции» и определена их актуальность для успешной работы в различных сферах деятельности. Рассмотрены тенденции цифровизации образования, выделены ключевые аспекты, такие как повышение инклюзивности, индивидуализация обучения и применение интердисциплинарных подходов. Особое внимание уделяется переходу от традиционного обучения к наставничеству и координации научных исследований студентов. В работе представлены различные точки зрения на необходимые цифровые компетенции, включая владение ИКТ, развитие «мягких навыков» и способность к межотраслевому взаимодействию. Исследование основывается на развитии цифровых компетенций, понимании их структуры и методов диагностики. Описан международный подход, используемый для всесторонней оценки цифровых компетенций граждан, включающий концептуальную эталонную модель DigComp и Европейскую рамку технологических компетенций для педагогов (DigCompEdu). Также был рассмотрен проект «Готов к цифре!», который разработан Минцифры России совместно с Университетом 2035 и Консорциумом для развития компетенций в области цифровой экономики. Автор исследуют структуру цифровых компетенций, выделяя знаниевый, деятельностный и ценностный компоненты, и предлагает критерии оценки уровней развития цифровых компетенций, основанные на международных и российских стандартах. В заключении подчеркивается, что развитие цифровых компетенций является необходимым условием для успешной адаптации к условиям цифровой экономики. Автор приходит к выводу, что сформированность цифровых компетенций способствует повышению учебной мотивации, развитию интеллектуальной деятельности и приближению образовательного процесса к реальной жизни.

Сохранить в закладках
ВЫЗОВЫ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: КАРТАШОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

В статье предложены направления совершенствования работы по обучению иностранному языку в свете проблем, возникающих в процессе цифровой трансформации образования. Стремительное развитие цифровых технологий оказывает значительное влияние на экономическое и социальное развитие общества. В современном VUCA-мире, характеризующемся резким увеличением развития технологий, изменением качества, объема и ценности информации, изменением бизнес-процессов и коммуникаций, свободой развития новых идей, происходит процесс цифровой трансформации образования. Цифровая трансформация в высшем образовании предполагает коренные изменения в технологиях, принципах создания образовательного продукта и в процессе оказания образовательных услуг, что, несомненно, порождает определенные проблемы. Актуальность нашей статьи обусловлена необходимостью изучения проблемы вызовов, предъявляемых цифровизацией, в частности, новыми технологиями в обучении иностранному языку, и их устранения. Цель статьи: определить основные тенденции в развитии иноязычного образования в эпоху цифровизации, выявить возникающие проблемы, наметить пути для их решения. Основными методами исследования выступили методы познания (анализ, синтез, сравнение, обобщение), а также наблюдение. В статье систематизирован имеющийся опыт по данной проблематике, выявлены основные тенденции и проблемы в развитии образования в эпоху цифровизации и намечены пути решения проблем в сфере высшего иноязычного образования. Отмечается, что основным условием являются принципы разумного сочетания традиционного («face to face») и интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса, а также самообразования обучающихся. В заключение отмечается, что в образовании в центре внимания находится субъект образовательного процесса - человек, поэтому необходимо об этом помнить. Цифровизация образования должна быть подчинена педагогике.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ТУАЕВА ИРМА БОРИСОВНА

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» придал Российской системе образования новый импульс. Он направлен в первую очередь на повышение качества обучения, доступности образовательных ресурсов, а также на поддержку индивидуализации обучения и развития креативных способностей обучающихся. Однако активная цифровизация, как любая инновация, связана с определенными рисками здоровью. Актуальность проблемы влияния цифровых средств обучения на здоровье обучающихся обусловлена ростом заболеваний, вызванных образовательной средой и дидактогениями [6].

Поэтому перед учителями стоит ряд задач. С одной стороны, он, как и прежде, должен качественно сформировать универсальные учебные действия (предметные, метапредметные, личностные), вдохновить своих обучающихся на творческое саморазвитие и развитие критического мышления, а с другой стороны, стать проводником между реальным и виртуальным миром, сохранив при этом здоровье. Современные школьники, и тем более студенты, должны уметь пользоваться цифровыми технологиями, электронно-информационными образовательными ресурсами в условиях цифровой трансформации, владеть приемами и методами цифровой дидактики и уметь их использовать без вреда для своего здоровья.

Автор на основе теоретического анализа и собственных исследований изучает влияние цифровых технологий обучения на физиологическое, психическое и социальное здоровье обучающихся. В исследовании были использованы эмпирические методы (наблюдение, опрос обучающихся) до и после дистанционного обучения с использованием цифровых технологий. Сравнительный анализ показателей свидетельствует о том, что цифровые технологии больше всего сказываются на физическом и социальном самочувствии обучающихся. Практическое значение и перспективы для дальнейших исследований объясняются возможностью использования цифровых технологий для диагностики всех компонентов здоровья.

Сохранить в закладках