Архив статей журнала
Количественно оценивается неэкономический “фактор дружбы” в международной торговле России. Гравитационная модель применялась к импорту РФ из стран-партнеров, являющихся участниками евразийских интеграционных механизмов, БРИКС и ШОС. Показан значительный положительный эффект любой формы геополитического и геоэкономического сближения с Россией для таких партнеров, даже когда членство в соответствующих организациях не подразумевает таможенных льгот. Применение коэффициентов, полученных при создании модели, к странам Западных Балкан выявило значительные различия в потенциальном экспорте с учетом фактора сближения и без него. Сербия успешно реализует значительную часть своего потенциала экспорта на российский рынок, и существует возможность его увеличения. В то же время другие страны Западных Балкан не смогли и в обозримой перспективе не смогут использовать потенциал “фактора дружбы” с Россией, поскольку в условиях конфликта на Украине оказались в числе недружественных ей государств. Их шанс улучшить ситуацию в тех отраслях своих экономик, в которых они имели значительный потенциал экспорта в РФ, надолго упущен.
В статье рассматриваются основные итоги внешней политики Турции в отношении Западных Балкан с периода ее активизации, обозначенного как “эпоха Эрдогана”, до настоящего времени. Автономизация и напористость политики Анкары привели к трансформации восприятия Турции как странами трансатлантического блока, так и балканскими столицами. Основной подход продвижения турецких интересов в регионе - “мягкосиловой”. В его рамках доминирующим является фокус на экономическом взаимодействии и доверительных личных отношениях с главами государств. Инструментарий в экономике составляют: наращивание “частоты” и качества двусторонних контактов, методичная поддержка их регулярности, а также торговля и инвестирование. Системные усилия в экономической сфере дополнены актуальным для молодых балканских политий политическим кредо Турции - проактивной позицией в вопросах признания новых государств и установления дипломатических отношений. В комплексе это сделало работу по усилению турецкого присутствия в регионе более продуктивной. При этом успехи позиционирования Турции как ведущей региональной державы имеют объективные ограничители. Среди них - непривлекательность региональных рынков для турецкого бизнеса, ограниченность инструментария “мягкой силы”, недостаточность экономической мощи в сравнении с ЕС, высокая зависимость от политики мировых “гигантов”, присутствующих в регионе.