Архив статей журнала
В статье представлены результаты археологических исследований 2008-2024 гг. культурных слоев средневекового Касимова. Выделены этапы археологического изучения. Прослежена динамика развития средневекового города, этапы освоения территорий, преемственность развития средневековых поселений от домонгольского Касимовского археологического комплекса (IX-XIII вв.) к Городцу Мещерскому в районе, известном как Старый Посад (XIII - первая половина XV в.), на территории которого с второй половины XV в. формируется ханская столица. К середине XVI в. политический центр ханства переносится на территорию, известной сейчас как Татарская слобода (Хан-Керман). Установлено, что культурный слой в районе Татарской слободы города Касимова начал формироваться не ранее конца первой половины XVI в. Обобщены результаты исследований Ханской мечети и мавзолея хана Шах Али. Анализ картографического материала и данные полевых исследований позволил локализовать предполагаемое место расположения ханского дворца. Установлены границы культурного слоя исторических районов средневекового города: Старопосадское кладбище, городище Старое Мещерское, резиденция баскака Мусина. Представлены результаты исследований мавзолея Афган Мухаммед султана на Старопосадском татарском кладбище и выявленного рядом остатками мавзолея хана Арслана.
Роговые накладки-пластины для укрепления луков, появившиеся в гуннский период, к IX-X векам претерпели значительные изменения. Существует мнение, что они появились для усиления отдельных частей конструкции, а затем, в связи с усовершенствованием методов сборки, перестали использоваться. Вероятно, синхронно с этими конструктивными изменениями появилось налучье для длительного ношения оружия в готовом (натянутом) для выстрела положении. Это не только избавляло владельца лука от необходимости натягивать тетиву, но и давало значительное боевое преимущество.
В статье раскрывается значение Боградского района как территории интенсивного археологического исследования, насчитывающей 300-летнюю историю изучения начиная с XVIII века, когда были проведены первые академические раскопки, с пиком изучения в XX веке в связи со строительством Красноярской ГЭС, и по настоящий момент, когда выявляются объекты археологического наследия в ходе хозяйственного освоения земель. Боградский район отличается локализацией в границах своей территории ряда археологических культур, таких как афанасьевская, окуневская, карасукская, тагарская, таштыкская. Кроме того, на территории Боградского района представлено различное многообразие типов археологических памятников, таких как поселения, стоянки, курганные могильники, писаницы и т. д. Также на сегодняшний день сохраняется вопрос о дальнейшем исследовании, проведении спасательных археологических работ в регионе в связи с функционированием Красноярского водохранилища. Памятники в прибрежной зоне могут быть утрачены для потомков.
Статья посвящена анализу проблем периодизации и локальных вариантов культуры енисейских кыргызов на территории Южной Сибири. Концепт «долгий девятый век» использован применительно к истории и археологии средневекового населения, занявшего после 840 г. Усинскую котловину в Западных Саянах. Под ним понимается целостность ключевых элементов культуры усинских кыргызов, ее хронологическая непрерывность и инерционность, позволявшая сохранять эволюционный характер развития в течение нескольких столетий. К настоящему времени раскопано около 16 средневековых археологических памятников - стоянок и погребально-поминальных комплексов, содержащих захоронения, совершенные по обряду трупосожжения на стороне. Топография крупных могильников Мутная I и Эйдиктыр-кыр имеет такие же особенности, что и у памятников I варианта культуры кыргызов, расположенных в Центральной Туве и Енисейском каньоне. Металлические наборы снаряжения всадника и верхового коня из погребений с кремациями также составляют единый предметный комплекс. Своеобразием отличается лишь орнаментация керамических сосудов. Выдвинута гипотеза о вхождении усинских кыргызов в одно из «шести подразделений» в составе области Кэм-Кэмджиут и создании ими в последующее время известного по письменным источникам самостоятельного социально-политического образования «область Усы». Верхняя дата завершения «долгого девятого века» - 1293 г. - определяется переселением монголами усинских кыргызов за пределы Саяно-Алтайского нагорья.
В статье рассматриваются металлические зеркала, обнаруженные в Волжской Болгарии и Болгарской области Золотой Орды. Находятся они в фондах музеев Татарстана и личных коллекциях. Изучено 778 экземпляров металлических зеркал. Часть из них сохранилась полностью, часть артефактов - в виде фрагментов. Все они изготовлены из сплава цветных металлов. Автор в исследовании опирался на разработанную Г. А. Федоровым-Давыдовым классификацию средневековых металлических зеркал с дополнениями, основанную на сюжетах изображений на зеркалах. Отделы, в которые объединены зеркала по этому принципу, обозначены буквами русского алфавита. Систематизация этих артефактов показала, что зеркала, где имеются изображения двух рыб, тюльпанов и так называемых «мудрецов», использовались населением рассматриваемого региона чаще всего. У всех этих изделий различные культурные истоки. Это Китай, Дальний Восток, Иран. Тем не менее данные сюжеты органично включились в ментальное болгарское пространство. Автор утверждает, что широкое, феноменальное распространение их в эпоху Золотой Орды не связано с мусульманской традицией. Основу их составило традиционное использование металлических зеркал кочевниками, которые находились на территории Волжской Болгарии в домонгольское время и составляли существенную часть населения Болгарской области в эпоху Золотой Орды. Также очень небольшая вероятность, что металлические зеркала, за исключением тиражирования небольшого количества популярных типов, изготавливались в Болгаре. Основная их часть импортировалась, включая фрагменты зеркал.
Рассматриваемые в статье захоронения могильника Талдинский-1 (Республика Казахстан) относятся к раннему и классическому средневековью. Несмотря на малую информативность публикуемого материала из раннесредневековых погребений, они представляют интерес на региональном, центрально-казахстанском уровне, расширяя скудную на данный момент фактуальную базу. Аттрактивным образом погребальный обряд представлен в сооружении № 58, где исследовано захоронение ребенка в сопровождении костяка МРС, положение которого имитирует позу лошади в известных погребениях тюркской культуры. Погребение классического средневековья, датированное радиоуглеродным методом XIII в., представляло собой безынвентарное захоронение девочки возрастом 12-13 лет, устроенное в подбое. По черепу проведена графическая реконструкция облика. Особенности погребальной обрядности позволяют поднять вопрос о выделении синкретических мусульманско-языческих комплексов и распространении ислама в Центральном Казахстане. Анализируя материалы региона, можно констатировать длительность процесса трансформации обрядности, продолжавшегося на протяжении, как минимум двух столетий.