Архив статей журнала
В статье представлены результаты археологических исследований 2008-2024 гг. культурных слоев средневекового Касимова. Выделены этапы археологического изучения. Прослежена динамика развития средневекового города, этапы освоения территорий, преемственность развития средневековых поселений от домонгольского Касимовского археологического комплекса (IX-XIII вв.) к Городцу Мещерскому в районе, известном как Старый Посад (XIII - первая половина XV в.), на территории которого с второй половины XV в. формируется ханская столица. К середине XVI в. политический центр ханства переносится на территорию, известной сейчас как Татарская слобода (Хан-Керман). Установлено, что культурный слой в районе Татарской слободы города Касимова начал формироваться не ранее конца первой половины XVI в. Обобщены результаты исследований Ханской мечети и мавзолея хана Шах Али. Анализ картографического материала и данные полевых исследований позволил локализовать предполагаемое место расположения ханского дворца. Установлены границы культурного слоя исторических районов средневекового города: Старопосадское кладбище, городище Старое Мещерское, резиденция баскака Мусина. Представлены результаты исследований мавзолея Афган Мухаммед султана на Старопосадском татарском кладбище и выявленного рядом остатками мавзолея хана Арслана.
Работа посвящена систематизации материалов могильника 3 археологического комплекса у с. Маяки (Царино городище). Материалы раскопок отдельных его участков ранее публиковались. Погребения Царина считали сходными с погребениями могильников «зливкинского» типа. Введение в научный оборот неопубликованных материалов в сочетании с ранее изданными показало, что рассмотренный некрополь отнести к могильникам «зливкинского» типа нельзя. К таким объектам более применимо название «безынвентарные некрополи хазарского времени». Эти некрополи сосуществовали в среднем течении Северского Донца наряду с мусульманскими кладбищами и языческими могильниками «зливкинского» типа. По обряду же они имеют сходство со степными некрополями последующего периода, от которых отличаются присутствием высокого процента скорченных погребений. Указанные некрополи возникли на позднем этапе салтово-маяцкой культуры, не ранее конца IX в. Они были оставлены полиэтничным и поликонфессиональным населением, на формирование которого повлияло перемещение групп населения из лесостепи. В их погребальном обряде прослеживается влияние христианства и ислама, без преобладания признаков какой-либо из этих религий. Городища, у которых были обнаружены такие кладбища, несут следы военных действий, завершившихся разгромом. Сходство обряда указанных могильников со степными некрополями постсалтовского времени является свидетельством того, что после гибели салтово-маяцкой культуры это население приняло участие в этнических процессах, связанных с формированием степного оседлого населения последующей эпохи.
В статье рассматриваются предварительные итоги изучения интересного памятника - небольшого городища огузского времени Жезды, расположенного на севере Устюрта. Территория столового плато отличается суровыми природно-географическими условиями. Выделено три периода жизни людей в данном месте. Первый относится к бронзовому веку, когда существовало поселение, одновременное Токсанбаю. Второй период - гунно-сарматское время - отмечен погребальными комплексами и находками керамики. Максимального расцвета поселение достигло в период государства огузских джабгу, политический центр которых в период IX-XI вв. находился южнее Аральского моря в Жанкенте. Об этом свидетельствует культурный слой, заполненный керамикой IX-XI вв. н. э. На городище были исследованы часть стены и три жилища с суфой, теплым полом и остатком тандыра. Полностью изучено центральное жилище со сложной архитектурой постройки, стрельчатым входом и опорами, державшими купольный потолок. В южной части крепости расчищено жилище, которое имело суфу-кан рядом с очагом у западной стены, длинный коридор-вход с севера и еще один очаг у восточной стены. Культурный слой городища содержал большое количество керамики и костей животных, среди которых преобладающими являются кости сайги. На Устюрте, на северных рубежах, содержались небольшие мобильные военные гарнизоны, предназначенные для охраны караванных путей и границ. Исследование крепости Жезды позволяет проследить формирование и функционирование государственных образований раннего и развитого Средневековья Западного Казахстана.
В статье представлен краткий обзор результатов исследований фортификационных линий Пожегского городища - единственного изученного на Европейском северо-востоке (Республика Коми) хорошо укрепленного поселения, которое функционировало в период XII-XIV вв. Это небольшое мысовое поселение (около 1550 м 2) было основано в долине р. Вымь, как древнерусский форпост на пути в Зауралье. Наибольшего расцвета оно достигло в первой половине XIII в. На памятнике раскопками изучены остатки построек трех строительных этапов (XII, XIII и XIV вв.), выявлена система дерево-земляных фортификационных сооружений (рвы, срубные стены, насыпи) характерная для небольших крепостей средневековой Руси. В статье предпринята попытка реконструкции общего облика оборонительных сооружений Пожегского городища, проведена предварительная оценка основных трудозатрат при их строительстве. Выделяются типы крепостных построек, рассматриваются схемы оборонительных линий и их изменение по этапам строительства.
В статье рассматриваются результаты археологических работ на городище Баба-ата, проведенных в 50-х годах прошлого века. В ходе исследования цитадели городища было выявлено три строительных горизонта, соединенных колодцем общей длиной 15 м. По-своему уникальным оказался нижний горизонт цитадели с центральным купольным помещением, где располагался колодец с подземным ходом. Не имея близких аналогов, здание нижнего горизонта породило среди исследователей массу различных интерпретаций, рассмотревших это сооружение как усадьбу, замок, храм, святилище, ханака и т. д. Архитектурно-археологический анализ всего комплекса источников (статьи, полевые дневники участников экспедиции, чертежи и фотографии объектов исследования и др.), часть из которого нигде не публиковалась, позволил дать совершенно иную интерпретацию и датировку памятника. Городище Баба-ата отождествляется с городом Барукет в арабских письменных источниках, оно было построено саманидами в начале X века как пограничный пункт на северо-востоке империи против гузов. Первоначально здание нижнего горизонта цитадели состояло из двух этажей. Нижний - цокольный этаж, вызвавший массу споров, был убежищем с возможностью эвакуации через подземный ход в период военных действий и не имеет аналогов, являясь своего рода единственным подобным сооружением в средневековой архитектуре Центральной Азии.
16 ноября 2023 года в г. Сыктывкаре почти незаметно для научного сообщества ушла из жизни уральский археолог Лидия Ивановна Ашихмина. Судьба Лидии Ивановны оказалась весьма странной и трагичной. Впрочем, так может сказать только тот, кто не знал ее лично. В научной биографии Лидии Ивановны много необычных зигзагов, но в память о ней хотелось бы обратиться к одному эпизоду, связанному с раскопками вятского Буйского городища. Это один из немногих памятников региона, раскопанный почти полностью, сохранивший свидетельства разных археологических эпох - от эпохи бронзы до середины - третьей четверти I тыс. н. э.