Архив статей журнала
В статье представлены результаты археологических исследований 2008-2024 гг. культурных слоев средневекового Касимова. Выделены этапы археологического изучения. Прослежена динамика развития средневекового города, этапы освоения территорий, преемственность развития средневековых поселений от домонгольского Касимовского археологического комплекса (IX-XIII вв.) к Городцу Мещерскому в районе, известном как Старый Посад (XIII - первая половина XV в.), на территории которого с второй половины XV в. формируется ханская столица. К середине XVI в. политический центр ханства переносится на территорию, известной сейчас как Татарская слобода (Хан-Керман). Установлено, что культурный слой в районе Татарской слободы города Касимова начал формироваться не ранее конца первой половины XVI в. Обобщены результаты исследований Ханской мечети и мавзолея хана Шах Али. Анализ картографического материала и данные полевых исследований позволил локализовать предполагаемое место расположения ханского дворца. Установлены границы культурного слоя исторических районов средневекового города: Старопосадское кладбище, городище Старое Мещерское, резиденция баскака Мусина. Представлены результаты исследований мавзолея Афган Мухаммед султана на Старопосадском татарском кладбище и выявленного рядом остатками мавзолея хана Арслана.
В данной статье освещены результаты палеоантропологического анализа остеологического материала из могильника Мынтобе, датируемого ІІ-ІV веками н. э. Могильник Мынтобе расположен в 2 км южнее села Гани Муратбаева Келесского района Туркестанской области. Могильник состоит из более 600 бессистемно расположенных курганов разного размера. Все курганы с грунтовой насыпью. На могильнике в 2017 и 2022 годах были проведены археологические раскопки, в результате которых были вскрыты захоронения в катакомбах и наусе. Анализ погребальной традиции и подъемный материал позволяют исследователям говорить о принадлежности этих погребений племенам канглы. Поскольку погребения относятся к периоду канглы, теоретическая часть раскрывает вопросы расположения и политического устройства племен и, главное, определению палеопатологии мынтобинцев путем проведения макроскопического анализа обнаруженных скелетов. Результаты анализа позволили сделать предварительные выводы об образе жизни, социальной жизни и состоянии питания. При написании теоретической части статьи использовались электронные учебники и ресурсы из книжного фонда Национальной библиотеки Казахстана и библиотеки Международного казахско-турецкого университета имени Кожа Ахмета Ясави. Всего для палеоантропологического и палеопатологического анализа было отобрано 9 скелетов, из курганов № 3, № 6 и № 7. Палеоантропологические рассуждения в основном разделе написаны на основе материалов на турецком и английском языке из фондов библиотек Турции. Найденные скелеты были проанализированы макроскопически и выявлены многие заболевания, такие как остеоартроз (деформация суставов), остеофия, анкилозный спондилит, пяточная шпора, утолщение черепной кости, деформация нижнечелюстного сустава. Сделаны предварительные выводы о палеопатологии обнаруженных скелетов.
В статье впервые публикуются материалы из открытого в 2022 г. Большепамъяльского марийского могильника. Исследуются сюльгамы, одна из многочисленных групп украшений в погребальном инвентаре грунтового могильника XVIII - середины XIX вв. Актуальность темы обусловлена тем, что в изображенных узорах могут быть прослежены тенденции культурной эволюции и вместе с этим преемственности форм с более ранними. Рассматривается типология нагрудных украшений, основой которых являются сюльгамы, их расположение. В классификации сюльгам используется методика рассмотрения их как частей нагрудных украшений, рассмотренных Т. Б. Никитиной по их функциональному назначению. Статистический анализ по типам указывает на существенное преобладание в могильнике типа II, по функциональному назначению - украшения. Наиболее часто сюльгамы в погребениях встречаются в количестве одной штуки, но имеются и по две. С мужскими костяками они не встречены. Могильник характеризуется как памятник марийской культуры. В отдельных случаях формы и орнаментация сюльгам находят аналогии в изделиях соседних культур чувашей и мордвы. Данное украшение в материалах могильника выделяется вариативностью форм и узоров.