Архив статей журнала
Целью исследования является оценка и анализ шумового загрязнения на набережных городов Казани и Перми с использованием мобильного приложения. Автором проведен анализ данных в сравнении c общеизвестными данными по теме шумового загрязнения. Разработана методика измерения шума на набережных, которая включала использование мобильного шумомера для сбора данных. Собранные данные о шумовом загрязнении на набережных были подвергнуты детальному анализу с целью выявления основных закономерностей и зависимостей. Эти результаты могут послужить основой для разработки эффективных мер по снижению шума на набережных городов, что способствует улучшению качества жизни горожан и созданию более комфортной обстановки для отдыха и прогулок. На набережной Казанки уровень шума равен 59 дБ в точке 7, что находится в пределах нормы, установленной в 60 дБ. На набережной Камы в т. 5 и 8 уровни шума составили 55,5 дБ и 59 дБ соответственно, также находясь в норме. Полученные результаты исследования показали, что на набережной р. Казанка в Казани уровень шумового загрязнения достигает 87,5 %. Это означает, что подавляющее большинство точек на этой территории испытывают высокий уровень шума, в то же время лишь 12,5 % точек имеют низкий уровень шумового загрязнения. На набережной р. Кама в г. Пермь 70 % точек подвержены шумовому загрязнению, в то время как только 25 % точек имеют низкий уровень шума. Эти данные являются важным индикатором текущей обстановки на набережных Казани и Перми и могут послужить основой для разработки рекомендаций по снижению уровня шумового загрязнения и улучшению акустического комфорта на набережных, что, в свою очередь, будет способствовать повышению их рекреационной привлекательности и общего качества городской среды.
Цель работы заключается в анализе пространственно-временной динамики зеленых насаждений Санкт-Петербурга на основе данных дистанционного зондирования. В качестве количественного критерия использовался нормализованный разностный вегетационный индекс. Исследование проводилось на основе анализа данных мультиспектральных спутниковых снимков Landsat-7 и Landsat-8 за 2002 и 2018 гг., по результатам которого было установлено снижение показателей обеспеченности зелеными насаждениями в разных районах Санкт-Петербурга. Полученные карты растительности, построенные по данным спутниковых снимков Landsat, позволяют оценить пространственное распределение показателей озеленения и спланировать объекты городского зеленого строительства. По классификации климата Кёппена городская агломерация расположена в зоне влажного континентального климата. К опасным климатическим рискам для Санкт-Петербурга относят продолжительную жару, сильную жару, ураганы, смерчи и сильный ветер. Учитывая микроклиматические характеристики Санкт-Петербурга, сценарии влияния глобального потепления, на фоне сокращения зеленых зон и зафиксированных трендов в изменении температурного и влажностного режимов следует ожидать увеличения интенсивности и продолжительности климатических рисков весьма опасного уровня. Полученные данные могут быть полезны при городском планировании, мониторинге зеленых зон и принятии практических решений.
Актуальность исследования обусловлена возрастанием значения туризма и рекреации в функциональной структуре малых городов и поселений России. Направляя значительные усилия на продвижение туристско-рекреационного потенциала, создание коллективных средств размещения и разработку туристских маршрутов, туристские администрации не уделяют должного внимания формированию комфортной городской среды, важным элементом которой является пешеходно-променадный каркас. Цель исследования - изучение предпосылок развития пешеходно-променадного каркаса большого центра в поселке городского типа и разработка рекомендаций по благоустройству городской среды на примере поселка Яйва Пермского края. Исследование проводилось с применением методологических подходов, обоснованных С. А. Меркушевым. Территорией исследования выбран пос. Яйва, который, обладая высоким туристско-рекреационным потенциалом, испытывает значительные сложности в его реализации. В ходе исследования были выделены границы большого центра поселка, определены существующие площадные и линейные элементы каркаса, дана характеристика туристско-рекреационного потенциала объектов, выявлены проблемы архитектурного облика. Подробно дается характеристика объектов существующей туристско-рекреационной инфраструктуры, опыт применения механизмов развития пешеходных пространств, в том числе путем реализации местных инициатив. Выделяются проблемные зоны, которые снижают туристско-рекреационную привлекательность населенного пункта. Разработаны рекомендации по развитию пешеходно-променадного каркаса пос. Яйва. Предлагается создание новых площадных элементов каркаса, которые будут соединяться проектируемой небольшой аллеей. Инструментами для финансирования проектов по созданию линейных и площадных элементов пешеходно-променадного каркаса могут стать федеральные и региональные программы. Результаты исследования могут найти применение в практике городского планирования и развития, а реализация предлагаемого проекта станет стимулом для дальнейшего развития населенного пункта, сделает его более привлекательным для жителей и туристов.