Архив статей журнала
В статье исследуется роль административной нагрузки государственного управления инвестиционным климатом в субъектах Российской Федерации. Особое внимание уделено анализу итогов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в рамках двух основных этапов рейтингования: в период 2015-2020 гг. и 2021-2024 гг., проведена оценка позиций дальневосточных регионов в рейтинге, отмечены регионы, которые выполнили задачу по вхождению в топ-30 Национального рейтинга: Республика Саха (Якутия), Амурская область, Камчатский край и Сахалинская область. По состоянию на 2024 г. верхние позиции в округе занимает Сахалинская область и Магаданский край, в конце рейтинга- Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область. Проведен предметный анализ фактора «административная нагрузка на бизнес» Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. В статье выявлены основные проблемы административного давления органами государственной власти на развитие инвестиционного климата регионов и определены направления формирования расчетных инструментов оценки работы территориальных контрольно-надзорных органов для обеспечения содействия улучшению инвестиционного климата в регионах Дальнего Востока. Результаты исследования могут быть полезны органам государственной и муниципальной власти, обеспечивающим социально-экономическое развитие регионов.
Наличие кадрового потенциала является одним из основных условий социально-экономического развития хозяйствующего субъекта любого масштаба: от предприятия до государства. Чаще всего работа с кадровым потенциалом, как в литературе, так и на практике, рассматривается в контексте его формирования. Между тем работа с кадровым потенциалом подразумевает и его рациональное использование, тем более в условиях недостаточности данного ресурса. Состояние рынка труда является основным индикатором использования кадрового потенциала территории. Структура безработицы, дисбаланс между потребностями рынка труда и реальной структурой занятости являются прямым следствием проблем формирования и использования кадров. Дальний Восток сегодня является объектом активной пространственной политики государства. По отношению к данному макрорегиону применяются специальные инструменты развития, начиная с программы «Дальневосточный гектар» до единственного в своем роде института - Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики. При этом одной из ключевых проблем развития территории является так называемый «кадровый голод». Проблемы формирования кадрового потенциала на Дальнем Востоке больше позиционируются как вытекающие исключительно из демографических проблем и не рассматриваются с точки зрения эффективности использования кадрового потенциала. В статье рассмотрены подходы к понятию кадрового потенциала региона, обоснован подход к оценке проблем использования кадрового потенциала через показатели рынка труда, используя расширенную концепцию рабочей силы. Показано, что использование кадрового потенциала в Дальневосточном федеральном округе в период с 2020 по 2022 гг. было неэффективно, что подтверждено разбалансировкой между спросом и предложением на рынке труда, уровнем безработицы и объемами потенциальной рабочей силы, а также разницей между уровнем занятости и уровнем участия в составе рабочей силы.
В настоящем материале представлен обзор докладов и выступлений участников круглого стола «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока России: приоритеты, механизмы, достижения» - региональной площадки (Хабаровский край) VII Международного Московского академического экономического форума«МАЭФ-2025». Показаны результаты обсуждения современной регуляторики, обеспечивающей развитие Дальневосточного федерального округа, рассмотрены управленческие задачи, возникающие в практической деятельности и экспертные предложения по их решению.