Архив статей журнала
В статье рассматриваются вопросы социальной поддержки как особой формы социального взаимодействия государства и молодых семей на примере Хабаровского края. На основе результатов массового и экспертного социологических опросов молодых семей проведен анализ существующей ситуации в области государственной социальной поддержки, выявлен достаточно высокий уровень нуждаемости молодых семей в различных видах социальной поддержки. В оценках молодых семей выражена высокая востребованность мер государственной поддержки, направленных на решение жилищного вопроса, в форме различных льгот, пособий, материальной помощи. Кроме того, подтверждена необходимость информационно-консультативной поддержки молодых семей, что обуславливает относительно невысокий уровень участия молодых семей в действующих программах государственной поддержки. Одновременно выявлена и относительно невысокая востребованность молодыми семьями отдельных государственных программ. При этом экспертами отмечается высокая эффективность действующих программ «Материнский капитал» и «Региональный материнский капитал», ориентированных, в том числе и на решение наиболее актуальной для молодых семей жилищной проблемы. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости оптимизации системы государственной социальной поддержки молодых семей Хабаровского края.
В статье представлен теоретический и эмпирический анализ демографического потенциала молодых семей Хабаровского края как количественно-качественной меры при измерении их объективных и субъективных характеристик. Обзор доступных научных публикаций по тематике молодой семьи показал акцентуацию исследователей преимущественно на проблемы и усилия государства по ее социальной поддержке материальными ресурсами. В то же время репродуктивная и воспитательная функция, брако-разводные и другие семейные отношения в молодых семьях остаются уделом лишь узкого круга исследователей. В методологическом плане показаны возможности институционального и группового социологического анализа демографического потенциала молодой семьи с учетом классических и современных научных подходов его познания. Представлены результаты социологических исследований методами массового опроса молодых семей, экспертного опроса, фокусированных интервью и статистики, позволяющие понять характер семейной идентификации молодой семьи, отношение семейной молодежи к бракам и разводам, репродуктивные установки и поведение, миграционные планы. Основные выводы и результаты социологического исследования могут быть использованы для совершенствования государственных и муниципальных программ демографического развития Хабаровского края.
В статье рассмотрены вопросы сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей как предмета государственной политики и общественного сознания населения, прежде всего молодежи. На современном этапе на всех уровнях власти поднимаются вопросы о государственной политики духовно-нравственного воспитания для сохранения российской идентичности. На основе обзора научных публикаций, посвященных вопросам развития системы духовно-нравственных ценностей, а также анализа социально-правового законодательства, результатов социологических исследований показано, что необходимо постоянно анализировать и совершенствовать подходы и инструменты для формирования особенно у молодого поколения таких духовно- нравственных ценностей, как целеустремленность, вера в добро, крепкая семья, созидательный труд, мужество, преданность своей стране, единство людей, преемственность национальной истории. Анализ правового обеспечения в указанной сфере отношений привел к выводу о необходимости расширения пределов правового регулирования законодательства в части сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей в процессе образования и воспитания молодежи в Российской Федерации. В статье сделан вывод о необходимости установления правовой базы духовно-нравственного воспитания в виде нормативно-правовых актов, которые будут соответствовать целям развития комплексной системы образования. Вся структура системы образования и воспитания должна быть ориентирована на отстаивание традиционных российских духовных, нравственных и культурно-исторических ценностей.
В статье рассматривается дополнительное образование детей как часть образовательного пространства Хабаровского края. Анализируется роль субъектов влияния (органов управления, педагогов, родителей и др.) на личностное и профориентационное развитие подрастающего поколения, отраженное в представлениях школьников 8-11 классов. Актуальность данного исследования вызвана необходимостью более глубокого понимания влияния социокультурных факторов на выбор и эффективность дополнительных образовательных программ, а также на их роль в социализации и личностном росте детей. Исследование основано на анализе данных репрезентативных социологических опросов родителей и школьников Хабаровского края. Проанализирована структура дополнительного образования школьников как в рамках школьного образования, так и вне школы. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о наличии взаимосвязи эффективности организации системы дополнительного образования в школе как с результативностью её функционирования, так и мотивацией к посещению кружков, секций дополнительного образования вне школы. Обнаружена взаимосвязь положительного отношения школьников к обучению в общеобразовательной школе, посещению занятий в рамках дополнительного образования, и мотивации к продолжению образования в образовательных учреждениях среднего специального и высшего образования. Выявлено положительное влияние дополнительного образования на определение школьниками своей будущей профессиональной траектории. В данном исследовании анализируется, как программы дополнительного образования способствуют не только развитию компетенций и навыков у детей, но и формированию их намерений оставаться в родном регионе. При этом результаты опроса демонстрируют различия мотивации школьников, посещающих занятия дополнительного образования в школе и вне школы, к продолжению образования в системе среднего специального или высшего образования, а также в отношении региона обучения (продолжить образование в учебном заведении Хабаровского края или центральных регионов России, г. Москвы, Санкт-Петербурга.
В статье представлены основные вехи развития социологии на Дальнем Востоке. В хронологической последовательности прослеживается институционализация региональной социологии в советский, перестроечный, и современный периоды. На основе материалов Государственного архива Хабаровского края и архива Дальневосточного института управления - филиала Президентской академии в Хабаровске, вторичного анализа научных источников, представлений дальневосточных социологов-участников описываемых событий, рассматриваются исторические факты и события, отражающие процесс становления и развития социологической науки и практики на дальневосточных территориях. Представлено становление социологии с начала 90-х гг. ХХ в. как учебной дисциплины, формирующей как социологическое мышление у будущих и действующих управленцев по специальностям и направлениям подготовки, так и опыт выпуска профессиональных социологов. Актуализирован вклад социологов из числа научно-педагогических работников учебных заведений как представителей дальневосточной социологической школы, внесших существенный вклад в организацию и проведение эмпирических социологических исследований в разные временные периоды ее и развития. Оценки и выводы авторов о отечественной социологической науке на Дальнем Востоке позволяют правильно усвоить ее исторические уроки для научного обеспечения деятельности органов власти и управления по дальнейшему социально-экономического развитию Дальнего Востока России и повышению качества жизни его населения.
В статье рассматриваются современные механизмы обеспечения доступности дополнительного образования детей в контексте реализации приоритетного направления государственной политики. Анализ теоретических подходов иллюстрируется данными федерального статистического наблюдения последних лет и результатами Всероссийского опроса по вопросам развития дополнительного образования школьников и их родителей. Представленные данные отражают не только состояние развития дополнительного образования, но и динамику процессов в данной сфере, что позволяет автору делать научно обоснованные выводы по вопросам развития системы дополнительного образования детей.
В статье раскрываются проблемы отношения жителей Хабаровского края к этническим мигрантам через призму толерантности, как одного из вариантов формирования ценностных установок, определяющих содержательную сторону процессов адаптации принимающего сообщества и мигрантов к изменениям, вызванным интенсивным притоком граждан других государств на территорию края. Анализируются различные теоретические подходы, обосновывающие толерантность как ценностную категорию не как равнозначную безразличию или беспрекословному принятию иного мировоззрения и образа жизни, а, как позицию, которая дает возможность жить в соответствии с собственным мировоззрением среди других в собственной уверенности для открытого сравнения с другими и не избегая мировоззренческой конкуренции. Выявлены условия и факторы формирования толерантности в социальной среде региона через понятия терпимости, границ толерантности, этнической идентичности, форм проявления этнической толерантности и интолерантности. Сформулирована современная трактовка толерантности, которая позволит развивать социо- культурную традицию предотвращения проявлений насилия и агрессии, становясь объектом социального управления. Представлены результаты социологических опросов населения Хабаровского края, где определены наиболее значимые идентификационные характеристики жителей территориального сообщества, определено, какое значение в менталитете жителей Хабаровского края занимает толерантность; выявлена степень проявления этнической толерантности по отношению к мигрантам. Основные результаты социологического исследования и сформулированные на их основе выводы могут быть использованы для совершенствования программ адаптации этнических мигрантов с целью предотвращения конфликтов и социальной напряженности.