Архив статей журнала
С каждым годом растет количество пользователей социальных сетей в Интернете, представляющих собой не только средства коммуникации между пользователями и получения ими необходимой информации, но и средством политической коммуникации. Последние десять лет политические партии наращивают свое присутствие в социальных сетях транслируя политическую повестку. В настоящее время проблематично оценить эффективность действия коммуникации на пользователей социальных сетей политической повесткой. Не ясным становится вопрос, какое место занимает политическая агитация в социальных сетях на фоне других видов агитации, включая агитацию в средствах массовой информации. Гипотезой исследования является утверждение, что политическая агитация в социальных сетях влияет на принятие решения избирателя за кого отдать свой голос на выборах Президента РФ. Методология исследования включает: метод контент-анализа, сравнительный анализ, а также метод сравнения и метод вторичного анализа данных. Целью работы является получение данных о воздействии кандидатов в Президенты РФ на сообщества в социальных сетях во время избирательной кампании на выборах в 2024 году. Задачами исследования являются: изучение политической коммуникации в социальных сетях кандидатов в президенты и влияние на принятие решения избирателя за кого отдать свой голос в день голосования. Исследование проводится в период агитационной кампании с 17 февраля по 15 марта 2024 года. Новизной работы является получение конкретных данных, на основе которых сделан вывод об эффективности политической агитации в социальных сетях на выборах федерального уровня в России, в результате которого гипотеза о воздействии политической коммуникации в социальных сетях в агитационный период не подтвердилась.
В условиях глобальной интернетизации общества, когда растет влияние цифровых технологий не только в бытовой, общественной, но и в религиозной сферах, все больше актуализируется проблема изучения их воздействия на социально-политические процессы в обществе и жизнедеятельность отдельно взятых индивидов и групп. В статье анализируется репрезентация практики паломничества людей к могилам святых ((аулия), приуроченных в большинстве своем к сакрализованным памятникам археологии) в социальных сетях Интернета. Авторами предлагается изучить паломников как особую социокультурную группу на основе как традиционных полевых, так и новых методов онлайн-исследования (нетография) интернет-сообществ. В ходе исследования методами цифровой нетнографии была изучена интернет-группа «Sufi RB», созданная и модерируемая последователями Накшбандийского тариката Хакканийа. Анализ опубликованных материалов, а также активности аудитории группы, свидетельствует о высоком интересе акторов к суфизму и мероприятиям организуемых суфиями на святых местах - гора Нарыстау (Миякинский район), могилы Урал батыра (Белорецкий район), могилы Алдар батыра (Бурзянский район) и др. Лидерами сообщества в целях мобилизации последователей, ежегодно организовываются массовые мероприятий (до 10 тыс. чел) у святых мест и сакрализованных археологических объектов в Республике Башкортостан. В результате изучения полученных данных было выявлено, что в целевой аудитории сообщества наблюдается небольшое преобладание женщин над мужчинами и людей старше 50 лет над всеми остальными возрастными категориями подписчиков. Большинство акторов группы кроме столицы региона живут в населенных пунктах, находящихся в южной и юго-восточной частях региона. Полученные результаты практически полностью коррелируют с данными собранными в ходе экспедиционных выездов 2013-2018 гг. Положительный результат проведения исследования паломников как социокультурной группы при помощи методов цифровой нетнографии, дополненных результатами полевых изысканий позволяет считать ее эффективной и дает основания использовать ее в научных исследованиях. Наработанный религиозными интернет-сообществами опыт по построению организации взаимодействия людей и сакрализованных объектов археологического наследия, в интернет пространстве, можно использовать для развития туризма и т. д.