Архив статей журнала

Проактивная система управления налоговыми рисками по НДС в условиях цифровизации: проблемы, решения и перспективы (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Балакин Максим Сергеевич

Актуальность исследования обусловлена важностью разработки и внедрения проактивных систем налогового администрирования, способных предсказывать и снижать налоговые риски для государства на основе реальных данных. Предмет исследования - система налогового администрирования НДС в Российской Федерации в условиях цифровизации и риски, связанные с ее функционированием. Целью работы является обоснование путей совершенствования налогового администрирования НДС в условиях цифровизации посредством формирования проактивной системы управления налоговыми рисками государства, основанной на применении сценарного подхода к прогнозированию налоговых поступлений с учетом влияния релевантных факторов. В статье обоснованы предложения по созданию более эффективного механизма управления налоговыми рисками по НДС, основанного на прогнозных моделях и сценариях. Для их построения были использованы специальные экономико-математические методы: регрессионный анализ, построение авторегрессионной модели с временными лагами и модели коррекции ошибок. Для реализации проактивной системы управления налоговыми рисками по НДС предложен программный модуль АСК НДС-2, который интегрирует стратегические и оперативные решения. Его использование позволит налоговым органам улучшить автоматизацию процессов администрирования, снизить затраты на проверки и сосредоточиться на предприятиях с высоким уровнем налоговых рисков. Отличительная особенность предлагаемого подхода состоит в том, что разработанная на его основе система способна предсказывать налоговые риски по НДС и принимать соответствующие профилактические меры. Внедрение этой системы будет способствовать улучшению управления налоговыми рисками государства, повышению эффективности работы налоговых органов и обеспечению более стабильных налоговых поступлений в бюджет. Направления дальнейших исследований - построение моделей дифференцированных групп схожих предприятий и отдельных крупных налогоплательщиков с использованием возможностей больших данных и искусственного интеллекта.

Сохранить в закладках
Согласование экономических интересов в процессе движения основного капитала промышленных предприятий как цель государственной экономической политики (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Иващенко Андрей Олегович

Предметом исследования данной статьи являются социально-экономические отношения субъектов процесса движения основного капитала промышленных предприятий. Особое внимание автор уделяет роли государственных интересов в процессе движения основного капитала промышленных предприятий. Объектом исследования выступает основной капитал промышленных предприятий. Цель данного исследования - выявление ключевых принципов согласования экономических интересов участников процесса движения основного капитала промышленных предприятий как элемента государственной экономической политики его развития. В рамках этой цели предполагается решение следующих задач: - уточнить определения понятий «основной капитал промышленных предприятий» и «движение основного капитала промышленных предприятий»; - определить субъектов интересов, участвующих в движении основного капитала промышленных предприятий; - провести анализ интересов участников процесса движения основного капитала промышленных предприятий. Методология исследования базируется на обобщении сведений по рассматриваемой теме из отечественных источников, показателей статистики. Сравнительноописательным методом исследования были проанализированы категории «основной капитал» и «движение основного капитала». Метод формализации позволил определить роль государства в согласовании интересов участников процесса движения основного капитала промышленных предприятий. Графическое представление данных иллюстрировало способы согласования интересов субъектов. Научная новизна заключается в том, что согласование интересов в рамках движения основного капитала промышленных предприятий происходит на вертикальном и горизонтальном уровнях, что усложняет взаимосвязи субъектов. Баланс интересов может быть достигнут благодаря контракту инициатором, которого выступает государства, как наиболее сильный субъект взаимодействия. В процессе согласования интересов субъектов движения основного капитала промышленных предприятий формируются вертикальные связи между государством, промышленными предприятиями, образовательными и научными организациями, и горизонтальные связи между предприятиями разных отраслей производства. В отсутствии данных связей, не представляется возможным достижение устойчивого экономического роста и накопления национального богатства. Для формирования самодостаточной национальной экономики необходимо сформировать условия, в которых основной капитал промышленных предприятий обновляется с большей скоростью, нежели скорость выбытия и износа.

Сохранить в закладках