Архив статей журнала
Цель статьи состоит в обосновании системы рекомендаций для профильных федеральных органов исполнительной власти и руководства субъектов РФ по использованию технологий цифровых коммуникаций для интеграции жителей ЛНР и ДНР в социокультурное пространство современной России. Данные технологии были разработаны на основе серии проведенных исследований с использованием проективных методик (ассоциативное моделирование, форсайт-сессия) с жителями ЛНР и ДНР. Выявлено ценностное ядро граждан данных новых территорий России, их когнитивные сценарии, которые были сопоставлены с аналогичными смысловыми конструкциями, отраженными в документах, регламентирующих политику РФ в сфере формирования ценностного консенсуса российских граждан. Социокультурное пространство рассматривается как смыслы социальной и культурной организаций, формирующих единое целое. Автором обозначено, что коммуникативные процессы и технологии цифровых коммуникаций в современных условиях будут оказывать большую роль на формирование нового социокультурного пространства. Выявление когнитивных сценариев жителей ЛНР и ДНР позволило установить ключевые проблемы, затрудняющие их социокультурную интеграцию в российское общество. В результате систематизации перечисленных показателей идентифицирован ряд технологий цифровых коммуникаций, направленных на создание условий жителям новых территорий РФ для успешной интеграции в социокультурное пространство России.
Цель исследования - выявить проблемы и противоречия позитивной трансформации практик здорового образа жизни у пожилых россиян для совершенствования целенаправленной работы по продлению профессиональной и общественной активности граждан старшего возраста.
Методы исследования. Теоретической основой стали исследования социальных практик, рассматривающих интеграцию моделей поведения в области здорового образа жизни. Эмпирическое исследование проводилось в 2024 г. в Белгородской области методом анкетного опроса пожилых людей (N = 697). Выборка квотная, многоступенчатая, формировалась по месту жительства, возрасту, полу, совместному или одиночному проживанию. Научная проблема состоит в целесообразности совершенствования целенаправленной работы по продлению профессиональной и общественной активности граждан старшего возраста, но отсутствии научного обоснования специфических проблем и противоречий позитивной трансформации практик здорового образа жизни у пожилых россиян. В результате исследования построена двухуровневая система проблем, имеющихся в ЗОЖ у представителей старшего поколения: 1) социальный уровень; 2) индивидуально-групповой уровень. Обнаружены противоречия: 1) многие имеющиеся у пожилых людей проблемы, с одной стороны, являются следствием отсутствия ЗОЖ, а с другой - его несформированность оказывается причиной объективного ухудшения состояния здоровья и субъективного самочувствия граждан; 2) сложившиеся социокультурные нормы вступают в серьезное несоответствие с интересами современных пожилых россиян.
В научной статье представлены и обоснованы оптимальные механизмы, процессуальные и содержательные аспекты формирования социально- политической повестки дня российского региона, являющейся продуктом взаимодействия (интеракционизма) органов государственного управления и бизнес-структур. Предельно детальное описание данных аспектов является актуальным в научном дискурсе и прикладных политико-управленческих практиках, поскольку позволяет улучшить эффективность взаимодействия власти и бизнеса в подготовке и принятии управленческих решений. Цель статьи - представить и обосновать авторскую модель оптимального взаимодействия государства и институтов гражданского общества по предложенным показателям эффективности при формировании и реализации социально-политической повестки дня в субъектах Российской Федерации, наметить пути совершенствования такого взаимодействия с учетом региональных особенностей. Объект исследования - интеракционизм государства и институтов гражданского общества при формировании социально-политической повестки дня в субъектах Российской Федерации. Предмет исследования - сущностные характеристики, механизмы и формы взаимодействия государства и институтов гражданского общества в процессах формирования социально-политической повестки дня в субъектах Российской Федерации, направления совершенствования данного взаимодействия.
В условиях модернизационных практик российского общества и растущих требований к человеческому капиталу социально-экономическая политика (СЭП) выступает неотъемлемым инструментом развития и преобразования государства. Цель написания статьи - анализ политических механизмов и стратегических приоритетов реализации социально-экономической политики. В исследовании применяются методы анализа, сравнения и описания, группировки, моделирования, структурно-функционального, сравнительно-правового и фактологического анализа, метод экспертных оценок. Применялись также принципы системного и комплексного изучения социально-экономических явлений и процессов, признания человека актором (агентом) развития общества и главной его ценностью. Базисом исследования являются концепции социального государства (государства всеобщего благоденствия), пространственного развития, человеческого капитала, социальной справедливости. В статье акцентировано внимание на политических механизмах реализации СЭП и результатах ее реализации на федеральном и региональном уровнях. В результате автор приходит к выводу, что в условиях геополитической турбулентности и модернизации различных сфер жизнедеятельности активная социально-экономическая политика становится своеобразным действенным стержнем государственного регулирования, инструментом перехода к инновационно-воспроизводственному типу развития. Как следствие, выделяется ценностная и государственная идентификационная компонента СЭП. Модель принятия решений на основе исторического опыта и критериальной оценки социально-экономического развития должна служить триггером своевременной разработки (корректировки) стратегических целей (национальных приоритетов).