Архив статей журнала
Советский плакат представляет собой один из важнейших медиаторов публичной коммуникации, осуществляемой между государством и гражданами в эпоху советского общества. Данный инструмент коммуникации включал в себя плакаты различного жанра, в том числе и информационно-образовательной направленности, которая на настоящий момент не является изученной в должной мере. В связи с этим данное исследование нацелено на исследование взаимосвязи между семантическими элементами плаката и его комплексной коммуникативной интенцией в контексте социально-культурных особенностей советского общества. Анализ, проведенный в рамках интерпретативного и нерепрезентативного подходов, подтвердил выдвинутую гипотезу и доказал, что информационно-образовательный советский плакат содержит в себе два основных коммуникативных намерения - образовательно-воспитательный и агитационный. Плакаты создавались в качестве воспитательного материала, мотивирующего на успешную учебно-трудовую деятельность; были нацелены на создание позитивного представления о новом советском человеке с успешным будущим в тех профессиональных сферах, в которых нуждалось советское общество.
В статье рассматривается проблема определения иерархии кинодискурса в рамках системы проката кинофильма на примере французского кинодискурса. В данном случае кинодискурс понимается нами как особое семиотическое пространство, обладающее этноспецифическими и прагматическими особенностями репрезентации. Материалом исследования послужили французские кинофильмы 1954-2024 гг, их малоформатные тексты (кинозаголовок, синопсис, слоган, постер, трейлер) и полидискурсивные единицы кино- и других типов дискурса. Автором выявлены этапы реализации системы проката кинофильма: предпрокатный, прокатный и прокатный, каждый из которых обладает свойственной ему совокупностью элементов. Система проката кинофильма отличается линейной иерархией, где на основании критерия появления в прокате элементов каждого из этапов первый уровень отведен предпрокатному этапу, второй - прокатному этапу и третий - постпрокатному этапу. Внутри каждого из уровней иерархии выделены подуровни, состоящие из элементов конкретного этапа согласно критерию функционирования в них прецедентных феноменов кинофильма.
В настоящей статье проводится изучение сущности полипарадигмального подхода в контексте туристического дискурса и межкультурной коммуникации. Его актуальность заключается в том, что современным ученым удалось значительно расширить не только рамки исследований в области языка, но и выработать новые подходы к рассмотрению взаимодействия различных языковых систем, что является основой межкультурной коммуникации. Причина выбора туристического дискурса в рамках настоящего исследования обусловлена тем, что он позволяет определить общие закономерности современных дискурсов, особенности сознания его субъектов, а также специфику осуществления межкультурной коммуникации. Цель статьи - определить сущность полипарадигмального подхода к изучению туристического дискурса в межкультурной коммуникации. В работе также раскрывается понятие туристического дискурса, его поли- и интердискурсивности, равно как и следующих подходов к его изучению: когнитивного, прагматического, жанроведческого, компьютерно-опосредованного.
В статье актуализируется важная проблема социально-психологической и педагогической поддержки пожилых граждан в трудоустройстве с позиций предоставления выбора направлений профессиональной деятельности как в социальных организациях народно-прикладного творчества, так и вопросов самозанятости посредством профессионального обучения и повышения квалификации. Обозначается роль профессиональной подготовки студентов направления «Социальная работа в период производственной педагогической практики» в «Центре социальной помощи пожилым гражданам и инвалидам» г. о. г. Арзамас в работе с пожилым людьми и освоения курса «Педагогика» для непедагогических специальностей, реализуемой на психолого-педагогическом факультете Арзамасского филиала ННГУ, которая играет важную роль в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста. Студенты выступают в роли волонтеров в период обучения и оказывают социальное служение людям. В контексте изучения научной литературы зарубежных и отечественных ученых авторы приходят к выводу, что проблема по своей значимости актуальна и требует дальнейших исследований. Студентами совместно с руководителем практики предложена социально-ориентированная программа «Возраст - делу не помеха: новые возможности для каждого», определены этапы ее реализации, множество форматов и методов, применяемых в ней для продления социальной активности граждан старшего возраста, снижения социальной напряжённости в обществе и повышения уровня их жизнедеятельности, формирования профессиональной мотивации, повышения имиджа пожилых людей как ценностной и продуктивной части субъектов на рынке труда. Выделенные методологические подходы: индивидуальный, сетевой, кросс-секторальный, аксиологический обеспечивают научность исследования. Этапы реализации социально-ориентированной программы: ознакомительный, информационно-образовательный, профессионально-ориентированный, аналитическо-продуктивный раскрывают суть процесса социально-психологической и педагогической поддержки граждан пожилого возраста в их трудоустройстве. Сформулированные критерии эффективности реализации программы «Возраст - делу не помеха: новые возможности для каждого» раскрыты через ряд конкретных параметров, а выделенные социально-психологические и педагогические условия реализации программы позволяют организовать процесс обучения и переобучения пожилых людей с учетом их психологических характеристик и требований современного рынка труда под руководством опытных наставников, «серебряных волонтеров» и студентов-волонтеров более продуктивно. Исследуемый материал позволяет сделать вывод, что представленная программа имеет актуальный образовательный и социально-психологический аспект, помогает снизить социальную усталость, раскрыть потенциал, улучшить качество жизни пожилых людей через освоение новых компетенций.
В статье представлены результаты эмпирического исследования социальных практик профессионального обучения и трудоустройства слабослышащих женщин в Алтайском крае. Методика исследования строилась на основе анализа объективной и субъективной сторон данного процесса. Объективная сторона социальных практик отражает деятельность слабослышащего человека и его взаимодействие с социумом в аспекте обучения и трудоустройства. Субъективная сторона включает волевые личностные усилия инвалида, которые он прилагает для реализации в профессиональной сфере. В результате исследования выявлены мнения респондентов относительно желаемой занятости, трудностей и действий, предпринимаемых слабослышащей женщиной при профессиональном обучении и поиске места работы, а также оценка помощи со стороны государства и ближнего окружения в процессе интеграции инвалида в трудовую сферу. Проблемы трудоустройства женщин с нарушением слуха носят комплексный характер и включают в себя социальный, правовой, психологический и экономический аспекты. Успешность социальных практик обучения и трудоустройства слабослышащих женщин зависит от двух факторов: во-первых, от сочетания личностных качеств и усилий, которые женщины прилагают в процессе обучения и поиска работы, во-вторых, от адресной поддержки органов власти, общественных организаций и ближнего окружения.