Архив статей журнала
В статье проводится аналитический обзор теории потока М. Чиксентмихайи, видного представителя позитивной психологии, в контексте методологии и методики преподавания иностранного языка. «Эмоциональный поворот» в гуманитарном знании открывает обширные перспективы для целостного и всестороннего осмысления иноязычного образовательного процесса, дополняя дискурс когнитивной педагогики. Поток как психическое состояние полной вовлеченности в деятельность характеризуется четкостью целей, устойчивой обратной связью, соответствием навыков вызовам, повышенной сосредоточенностью, уходом от текущих забот, контролем ситуации, выходом из саморефлексии, ускорением времени, смещением акцента с результата на процесс. Поток, движимый эмоциональной сферой человека, преодолевает полюса апатии, тревожности и скуки, предоставляя ресурс для повышенного уровня решения поставленных задач. Важно умение вызывать поток, управлять им и направлять его в нужное русло, ориентируясь на позитивные и негативные эмоциональные предикторы, анализируя характеристики предрасположенности и включенности, а также состояние антипотока. Поиск счастья в потоке реализуется на основе получения удовлетворения от личностного роста в диалектике энтропийного и негэнтропийного состояний психики. Проводятся прямые параллели теории потока с концепцией «ближайшего развития» Л. С. Выготского, объясняющей условия успешного обучения. Рассматриваются варианты методической имплементации потока в иноязычную аудиторию через интерактивные, групповые, проектные формы учебной деятельности, геймификацию, автономию обучающихся, творческий подход под чутким руководством преподавателя. С философско-педагогических позиций состояние потока предстает в качестве энергийного явления, раскрывающего экзистенциальный потенциал личности и содержание подлинного образовательного континуума, предполагающего субъективацию знания и выход из объективации формального учебного процесса, его гуманизацию в противовес технологическому обезличиванию, что особенно выпукло проявляется в специфике иноязычного образования.
Статья посвящена одному из актуальных направлений современной педагогической мысли - неаффирмативной теории образования (non-affirmative education theory). Подчеркивается характерное положение рассматриваемой теории на стыке англоязычной традиции философии образования и континентальной традиции общей педагогики, которая в основных чертах воспринята и отечественной педагогической мыслью. Заимствованный философией образования из немецкой педагогики концепт Bildung дополняет практически ориентированное понятие education, позволяя увидеть образование как путь общего становления личности. Тем самым, в целях решения педагогических проблем становится возможным опереться не только на аналитическую философию, но и на все наследие философии континентальной, для которой проблема развития человека всегда была одной из основных. Цель неаффирмативной теории образования - преодоление решающего противоречия между стремлением человека к свободе и ограничивающим воздействием педагогической практики. Ключевое предположение неаффирмативной теории в сфере антропологи состоит в отказе признавать за человеком обладание врожденным пониманием морали, но признание способности к ее постепенному пониманию в процессе взаимодействия с миром. Неаффирмативная теория, при всем ее своеобразии, позволяет увидеть типичные черты современной аналитики образования: представление о непосредственной практике образования - воспитании, education, Erziehung - как о контролируемом процессе, который может быть переориентирован на решение произвольно поставленных задач; заинтересованность в интерпретации процесса развития человека и рассмотрения образования в антропологическом горизонте; убежденность в том, что образовательная практика может непротиворечиво поставлена в соответствие с правильно понятым процессом образования-Bildung.