Архив статей журнала
Статья посвящена теоретическому анализу роли конкурсной деятельности как инструмента самореализации иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки. Актуальность исследования обусловлена ростом числа иностранных студентов в России (более 350 тыс. человек в 2023 г. по данным Министерства науки и высшего образования РФ) и необходимостью разработки педагогических стратегий, способствующих их интеграции в образовательное пространство через активизацию личностного и профессионального потенциала. В работе синтезируются ключевые концепции самореализации, включая теорию социального интереса А. Адлера и деятельностный подход К. А. Абульхановой-Славской, а также современные исследования мотивации (Е. Н. Легочкина) и межкультурной адаптации (Д. Н. Литвинова). Авторы раскрывают механизмы влияния конкурсных форматов на формирование академической, социальной и творческой идентичности учащихся, подчеркивая их роль в преодолении языковых барьеров, снижении ситуативной тревожности и развитии профессионального самоопределения. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации педагогических принципов интеграции конкурсной деятельности, таких как: а) сочетание соревновательности и кооперации для баланса между мотивацией и сотрудничеством; б) ориентация на культурный плюрализм через проекты, соединяющие традиции стран учащихся и принимающего общества (например, межкультурные фестивали, хакатоны, квесты и др.). Практическая ценность исследования выражена в разработке рекомендаций по внедрению интерактивных методов. Например, использование геймифицированных форматов (онлайн-марафоны и др.) для повышения вовлеченности, внедрение тьюторской поддержки при подготовке конкурсных работ. Статья служит основой для дальнейших эмпирических исследований, направленных на оптимизацию образовательных траекторий иностранных учащихся в условиях глобализации высшей школы.
В настоящее время возрос интерес иностранных студентов к обучению в российских вузах, вследствие этого на подготовительных факультетах разрабатываются и применяются различные методики для успешной интеграции зарубежных слушателей не только в российскую систему образования, но и в общество. Одной из главных целей в методике русского языка как иностранного является обучение диалогическому общению. В данной статье рассматривается феномен диалога, а также особенности его преподавания иностранным учащимся на довузовском этапе. От успешного освоения данного вида деятельности зависит не только будущее обучение иностранца, но и уровень комфортности его повседневной жизни. В статье анализируется понятие «диалог», причины его возникновения и преимущества перед другими речевыми видами деятельности, а также его роль в месте занятия. Также автором рассматривается процесс обучения диалогической речи на основе типично-коммуникативных ситуаций. В статье анализируются основные виды таких ситуаций: учебная и естественная, выделяются и описываются их сходства и различия. Дается сравнение двум подходам в обучении диалога - дедуктивному и индуктивному. Значительное внимание уделяется особенностям вышеупомянутых подходов: дается их краткое описание, отмечаются достоинства и недостатки, а также предлагаются образцы работы с ними. Данная статья дополняется описанием тем типично-коммуникативных ситуаций и требований, которые предъявляются к иностранному учащемуся по владению диалогической речью на довузовском этапе. В заключении отмечается важность работы по развитию диалогической речи студентов подготовительных факультетов, а также предложены рекомендации, которые могут помочь в построении учебного процесса.