Архив статей журнала
В статье представлены результаты исследования внутриличностного конфликта и его влияния на социальную адаптацию и самоактуализацию личности как факторов социализации. Вопросы изучения социальной адаптации, самоактуализации внутриличностного конфликта, по мнению автора, представляют интерес для работников помогающих профессий в социальной и психологической диагностике и помощи. Автор, опираясь на теоретические работы, предполагает, что социализация личности - это процесс приобщения, адаптации к нормам, ценностям общества, группы, где живет и развивается личность. Такое понимание процессов социальной адаптации и социализации личности позволяет поставить между ними знак равенства. При этом акцентируется внимание на том, что некоторые исследователи полагают, что процесс социальной адаптации и социализации личности протекает значительно успешнее у лиц с такими характеристиками ценностно-мотивационной сферы личности, которые определяют ее стремление к самоактуализации. Внутриличностный конфликт, то есть несовпадение целевой, ценностной и смысловой сфер, может привести к дезадаптации и нарушению процесса социализации. В результате исследования было доказано, что уровень проявления внутриличностного конфликта оказывает влияние на процесс социализации: именно испытуемые с высоким уровнем внутренней конфликтности меньше разделяют ценности самоактуализирующейся личности, испытывают эмоциональный дискомфорт в ситуации социального взаимодействия, избегают проблемных ситуаций, склонны к подчинению, принятию воли других. Также, было выявлено, что уровень внутриличностной конфликтности повышается и углубляется, когда у личности начинает разворачиваться конфликт вокруг экзистенциальных ценностей, что приводит к дезадаптации личности, ее закрытости от внешнего мира, снижению мотивации.
Представленные в публикации материалы эмпирического исследования опираются на опыт научной и практической деятельности автора в направлении психолого-педагогического сопровождения образовательной практики и являются откликом на стабильный профессиональный и социальный запрос к обсуждению ресурсов и трудностей внедрения инклюзивного подхода в работе с подростками. Особенности коммуникации и межличностного взаимодействия обучающихся младшего подросткового возраста раскрыты на основании оценки комплекса социальных эмоций, переживаемых детьми с нормативным возрастным развитием по отношению к сверстникам с различными ограничениями возможностей здоровья. Актуальность предложенного подхода обоснована, исходя из типичных противоречий, выявляющихся в настоящее время в инклюзивной практике, и научных подходов к их разрешению. Приведенный качественный анализ диагностических данных раскрывает специфику восприятия нормотипичными подростками сверстников с интеллектуальными, сенсорными нарушениями, выраженными трудностями речевого развития, эмоционально-волевыми расстройствами и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сравнение результатов диагностики в начальной и основной школе позволяет отследить определенную трансформацию в отношениях детей, выявить относительно устойчивые позитивные эмоциональные установки, а также определить риски развития коммуникации в подростковой среде. Соотнесение данных, полученных в классах традиционного и инклюзивного обучения, доказывает специфичность социального опыта, получаемого в них подростками, дает основание определить сложности, требующие особого педагогического внимания, связанные с необходимостью выработки целенаправленных подходов к оптимизации системы межличностных отношений. Исходя из комплексной интерпретации материалов исследования, предлагаются возможные стратегии влияния на сферу коммуникации в подростковых сообществах с опорой на реабилитационный, коррекционный и компенсирующий подходы специалистов служб сопровождения, обосновывается значимость принципов непрерывности и системности к организации подобной работы.