Архив статей журнала

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА ЯКУТСКА В КОНТЕКСТЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЕНСКОГО МОСТА (2023)
Выпуск: № 1 (2023)
Авторы: Филиппов Дмитрий Васильевич

Завершение строительства железной дороги до Нижнего Бестяха коренным образом изменило сложившуюся транспортно-логистическую систему и сделало возможным круглогодичную доставку грузов вне зависимости от летней навигации. В связи с происходящими изменениями транспортно-логистической схемы завоза, обусловленной строительством железной дороги и мостового перехода через реку Лену, а также с учетом сложившейся структуры и пропускной способности дорожной сети Якутска потенциально возникает ряд проблем, связанных с растущим транзитом, хранением и перевалкой грузов, поступающих через грузовые терминалы железнодорожной инфраструктуры в пос. Нижний Бестях. Анализ проблем транспортной инфраструктуры городской агломерации «город Якутск», изученных в статье, ориентирован на разработку предложений по формированию транспортной инфраструктуры, способной обеспечить беспрепятственный и безопасный пропуск и перераспределение грузопассажирских потоков, обеспечивая достижение целей устойчивого развития не только территории агломерации, но и региона в целом. Объектами исследования являются: транспортный комплекс Республики Саха (Якутия), транспортные потоки на территории городской агломерации Якутска. Предметы исследования: процессы формирования, развития, оценки, прогнозирования объемов грузовых и пассажирских перевозок; процессы функционирования и взаимодействия автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного и воздушного транспорта. Изучение проблем выполнено на основе обобщения и анализа статистических данных по объемам перевозок грузов, расчетных прогнозных объемов транзита грузов, интенсивности и напряженности движения на объектах улично-дорожной сети Якутска. Выполнен сбор статистических данных по объемам перевозок грузов различными видами транспорта, тяготеющими к зоне влияния железнодорожной станции Нижний Бестях. Собраны данные об интенсивности движения, составе и распределении транспортных потоков по направлениям движения в ключевых транспортных узлах улично-дорожной сети Якутска.

Сохранить в закладках
ЭВОЛЮЦИЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ ГОРОДА ЯКУТСКА (2023)
Выпуск: № 1 (2023)
Авторы: Панков Владимир Юрьевич

На основе анализа топографических планов г. Якутска и современных исследований изучены особенности эволюции городской дорожной сети и определены перспективы развития её транзитного потенциала. Выявлены два этапа развития улично-дорожной сети. На первом этапе сеть формировалась по логистическим принципам организации дорожного движения и грузопассажирских перевозок, осуществляемых гужевым транспортом. Переход ко второму этапу фиксируется по резкому увеличению городской территории и росту количества единиц автомобильного транспорта. Каркас дорожной инфраструктуры г. Якутска на втором этапе составляют дороги, основанные в начале XIX в. Автомобильный транспорт вытеснил из городского пространства гужевой транспорт. Одновременно в инфраструктуре и самой дорожной сети произошел ряд принципиальных изменений, проявившихся в необходимости разделения пешеходных и автомобильных потоков, введения обязательной регулировки транспортных и пешеходных потоков; организации движения общественного транспорта, включая строительство остановок; создании дневных, ночных и зимних стоянок и гаражей для личного и общественного транспорта; формирования площадей и станций технического обслуживания автомобильного транспорта; строительства заправочных станций. Все изменения оказали крайне негативное влияние на возможности городской дорожной сети, касающиеся её пропускной способности, интенсивности движения и транзитного потенциала. Нормативные требования по организации дорожного движения автомобильного транспорта привели к уменьшению ширины проезжей части городских улиц в два раза, а регулирование движения на перекрестках уменьшило пропускную способность улиц также в два раза. Особую проблему для развития улично-дорожной сети представляют системы городского тепло-, водо- и газоснабжения, в первую очередь, магистральные и межквартальные трубопроводы, расположенные на поверхности. Установлено, что дорожная инфраструктура города по своей пропускной способности исчерпала свои возможности и не сможет обеспечить транзит грузов после строительства мостового перехода через р. Лену.

Сохранить в закладках
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАРШРУТНОЙ СЕТИ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ЯКУТСКА (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Филиппов Дмитрий Васильевич

Каркас существующей маршрутной сети городского пассажирского транспорта Якутска сформировался в 80-е гг XX в. и соответствует градостроительному облику, социально-экономической, демографической и транспортной ситуации прошедшей советской эпохи. В те годы не были плотно застроены и заселены район ДСК, улица Жорницкого, Покровский и Вилюйский тракты, Марха, Хатассы и Хатын-Юряхское шоссе. Не существовали микрорайоны Борисовка-1, Борисовка-2, Борисовка-3, 203, Прометей, Сатал, Северный, Звездный. Маршруты, появлявшиеся в современной истории развития Якутска, в 90-е и нулевые годы, не отвечали требованиям качества транспортного обслуживания населения и формировались исходя из коммерческих интересов частных перевозчиков. В конечном итоге сложившаяся маршрутная сеть перестала отвечать растущим потребностям активно развивающегося города. Действующая маршрутная сеть не обеспечивает полный охват транспортным обслуживанием населения селитебных зон, особенно городских окраин и частной жилой застройки. Следствием накопившихся за десятилетия проблем стала несбалансированность и неравномерность маршрутной сети, что становится причиной увеличения времени пассажиров в пути и интервалов движения автобусов, а также негативно влияет на качество жизни населения города и является критическим фактором в зимнее время. Настоящая статья направлена на поиск и определение концептуальных предложений по формированию маршрутной сети городского пассажирского транспорта, отвечающего требованиям динамично развивающегося города. Материалы, изложенные в статье, представляют собой результаты проблемного исследования научно-рекомендательного и организационно-технического характера, имеющего практическую значимость и обладающего новизной изложенных идей. Проанализирована маршрутная сеть городского пассажирского транспорта. Проведено транспортное зонирование территории Якутска, учитывающее перспективный генеральный план, соответствующий «Стратегии социально-экономического развития города до 2032 г.».

Сохранить в закладках
ВЕРИФИКАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО ЗАТОРА НА НЕРЕГУЛИРУЕМОМ КОЛЬЦЕВОМ ПЕРЕСЕЧЕНИИ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Бояршинов Михаил Геннадьевич, Вавилин Александр Сергеевич

Авторами путем анализа значительного объема данных, полученных с использованием комплексов измерительных программно-технических, установленных стационарно на основных городских транспортных магистралях (на примере г. Перми), на основе нормативного определения понятия транспортного затора сформулированы и научно обоснованы количественный показатель состояния и индикатор формирования заторовой ситуации. Предложенные показатель и критерий базируется на процедуре «скользящего окна» при статистическом осреднении времени движения автомобилей в случайном потоке транспортных средств между измерительными комплексами (рубежами контроля). Для изучения закономерностей предложенного авторами количественного показателя и критерия заторовой ситуации выполнено длительное наблюдение за потоком автомобильного транспорта на нерегулируемом кольцевом пересечении, которое осуществлялось в течение января и февраля 2023 г. В результате статистической обработки полученного массива информации изучены закономерности предложенного показателя состояния транспортного потока, определены параметры «скользящего окна» (ширина и сдвиг по времени), обеспечивающие приемлемое структурирование этого показателя. Выполнена проверка предложенного авторами количественного критерия образования заторов автомобильного транспорта. В результате натурного наблюдения установлено, что на выбранном кольцевом пересечении отсутствуют направления движения, на которых могут генерироваться заторовые ситуации, движение по кольцевому пересечению организовано рационально. Настоящее исследование (вместе с ранее представленными публикациями об изучении движения на Х- и Т-образных пересечениях) свидетельствует, что целесообразно использовать разработанные авторами количественный показатель состояния и индикатор формирования транспортного затора как для оперативного определения угрозы возникновения заторовых ситуаций, так и для оценки качества организации движения транспорта на городских регулируемых и нерегулируемых пересечениях.

Сохранить в закладках