Архив статей журнала

ЭВОЛЮЦИЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ ГОРОДА ЯКУТСКА (2023)
Выпуск: № 1 (2023)
Авторы: Панков Владимир Юрьевич

На основе анализа топографических планов г. Якутска и современных исследований изучены особенности эволюции городской дорожной сети и определены перспективы развития её транзитного потенциала. Выявлены два этапа развития улично-дорожной сети. На первом этапе сеть формировалась по логистическим принципам организации дорожного движения и грузопассажирских перевозок, осуществляемых гужевым транспортом. Переход ко второму этапу фиксируется по резкому увеличению городской территории и росту количества единиц автомобильного транспорта. Каркас дорожной инфраструктуры г. Якутска на втором этапе составляют дороги, основанные в начале XIX в. Автомобильный транспорт вытеснил из городского пространства гужевой транспорт. Одновременно в инфраструктуре и самой дорожной сети произошел ряд принципиальных изменений, проявившихся в необходимости разделения пешеходных и автомобильных потоков, введения обязательной регулировки транспортных и пешеходных потоков; организации движения общественного транспорта, включая строительство остановок; создании дневных, ночных и зимних стоянок и гаражей для личного и общественного транспорта; формирования площадей и станций технического обслуживания автомобильного транспорта; строительства заправочных станций. Все изменения оказали крайне негативное влияние на возможности городской дорожной сети, касающиеся её пропускной способности, интенсивности движения и транзитного потенциала. Нормативные требования по организации дорожного движения автомобильного транспорта привели к уменьшению ширины проезжей части городских улиц в два раза, а регулирование движения на перекрестках уменьшило пропускную способность улиц также в два раза. Особую проблему для развития улично-дорожной сети представляют системы городского тепло-, водо- и газоснабжения, в первую очередь, магистральные и межквартальные трубопроводы, расположенные на поверхности. Установлено, что дорожная инфраструктура города по своей пропускной способности исчерпала свои возможности и не сможет обеспечить транзит грузов после строительства мостового перехода через р. Лену.

Сохранить в закладках
ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ В ТЕЛЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ПОД ДЕЙСТВИЕМ НАГРУЗОК (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Павликов Алексей Борисович, Каменчуков Алексей Викторович

Рассматривается проблема изменения характеристик распределения деформаций в теле земляного полотна под действием нагрузок. Проведен анализ изменения расчетных нагрузок и схем награждения для оценки способности восприятия современных нагрузок дорожными конструкциями, запроектированными 10-15 лет назад. Целью работы является проведение комплексного исследования влияния критических нагрузок на деформации в земляном полотне. Выявлено влияние геометрических размеров насыпи, симметричности и интенсивности нагружения на характер развития напряжений и деформаций в теле насыпи земляного полотна и основания автомобильной дороги. Используя методы математического моделирования, наглядно установлено и подтверждено, что в теле насыпи образуется ядро деформаций, которое увеличивается в зависимости от высоты насыпи и интенсивности нагружения. Подтверждено аналитическим путем, что грунты, не обладающие сцеплением, более восприимчивы к деформации сдвига от собственного веса сооружения. По итогам исследования было выявлено, что по мере увеличения высоты конструкции в её боковых частях и на откосах начинают активно проявляться пластические деформации, но при этом несущая способность не теряется. С ростом нагрузки в основной части конструкции формируется область пластических деформаций, что приводит к увеличению просадок и в конечном счете - к разрушению сооружения. Исследование позволяет лучше понять процессы деформирования земляного полотна и их зависимость от различных факторов. Полученные результаты могут быть полезны при проектировании и строительстве дорожных объектов, а также при оценке и прогнозировании состояния земляного полотна.

Сохранить в закладках