Архив статей журнала

ЭВОЛЮЦИЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ ГОРОДА ЯКУТСКА (2023)
Выпуск: № 1 (2023)
Авторы: Панков Владимир Юрьевич

На основе анализа топографических планов г. Якутска и современных исследований изучены особенности эволюции городской дорожной сети и определены перспективы развития её транзитного потенциала. Выявлены два этапа развития улично-дорожной сети. На первом этапе сеть формировалась по логистическим принципам организации дорожного движения и грузопассажирских перевозок, осуществляемых гужевым транспортом. Переход ко второму этапу фиксируется по резкому увеличению городской территории и росту количества единиц автомобильного транспорта. Каркас дорожной инфраструктуры г. Якутска на втором этапе составляют дороги, основанные в начале XIX в. Автомобильный транспорт вытеснил из городского пространства гужевой транспорт. Одновременно в инфраструктуре и самой дорожной сети произошел ряд принципиальных изменений, проявившихся в необходимости разделения пешеходных и автомобильных потоков, введения обязательной регулировки транспортных и пешеходных потоков; организации движения общественного транспорта, включая строительство остановок; создании дневных, ночных и зимних стоянок и гаражей для личного и общественного транспорта; формирования площадей и станций технического обслуживания автомобильного транспорта; строительства заправочных станций. Все изменения оказали крайне негативное влияние на возможности городской дорожной сети, касающиеся её пропускной способности, интенсивности движения и транзитного потенциала. Нормативные требования по организации дорожного движения автомобильного транспорта привели к уменьшению ширины проезжей части городских улиц в два раза, а регулирование движения на перекрестках уменьшило пропускную способность улиц также в два раза. Особую проблему для развития улично-дорожной сети представляют системы городского тепло-, водо- и газоснабжения, в первую очередь, магистральные и межквартальные трубопроводы, расположенные на поверхности. Установлено, что дорожная инфраструктура города по своей пропускной способности исчерпала свои возможности и не сможет обеспечить транзит грузов после строительства мостового перехода через р. Лену.

Сохранить в закладках
ВЕРИФИКАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО ЗАТОРА НА НЕРЕГУЛИРУЕМОМ КОЛЬЦЕВОМ ПЕРЕСЕЧЕНИИ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Бояршинов Михаил Геннадьевич, Вавилин Александр Сергеевич

Авторами путем анализа значительного объема данных, полученных с использованием комплексов измерительных программно-технических, установленных стационарно на основных городских транспортных магистралях (на примере г. Перми), на основе нормативного определения понятия транспортного затора сформулированы и научно обоснованы количественный показатель состояния и индикатор формирования заторовой ситуации. Предложенные показатель и критерий базируется на процедуре «скользящего окна» при статистическом осреднении времени движения автомобилей в случайном потоке транспортных средств между измерительными комплексами (рубежами контроля). Для изучения закономерностей предложенного авторами количественного показателя и критерия заторовой ситуации выполнено длительное наблюдение за потоком автомобильного транспорта на нерегулируемом кольцевом пересечении, которое осуществлялось в течение января и февраля 2023 г. В результате статистической обработки полученного массива информации изучены закономерности предложенного показателя состояния транспортного потока, определены параметры «скользящего окна» (ширина и сдвиг по времени), обеспечивающие приемлемое структурирование этого показателя. Выполнена проверка предложенного авторами количественного критерия образования заторов автомобильного транспорта. В результате натурного наблюдения установлено, что на выбранном кольцевом пересечении отсутствуют направления движения, на которых могут генерироваться заторовые ситуации, движение по кольцевому пересечению организовано рационально. Настоящее исследование (вместе с ранее представленными публикациями об изучении движения на Х- и Т-образных пересечениях) свидетельствует, что целесообразно использовать разработанные авторами количественный показатель состояния и индикатор формирования транспортного затора как для оперативного определения угрозы возникновения заторовых ситуаций, так и для оценки качества организации движения транспорта на городских регулируемых и нерегулируемых пересечениях.

Сохранить в закладках
ВЕРИФИКАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО ЗАТОРА НА Т-ОБРАЗНОМ РЕГУЛИРУЕМОМ ПЕРЕСЕЧЕНИИ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Бояршинов Михаил Геннадьевич, Вавилин Александр Сергеевич

Представлены результаты исследования введенного авторами количественного показателя транспортного затора и критерия формирования заторной ситуации на примере Т-образного пересечения, характерного для улично-дорожной сети г. Перми. Для построения показателя используется операция осреднения с использованием «скользящего окна» продолжительности движения отдельных автомобилей в случайном потоке транспорта, детерминированные характеристики случайной величины - продолжительности движения отдельных автомобилей транспортного потока между рубежами контроля. Исходные данные для статистической обработки получены с помощью аппаратно-программных комплексов фиксации нарушений правил дорожного движения, установленных на рассматриваемом участке городской улично-дорожной сети. Установлены рациональные параметры «скользящего окна» (ширина и сдвиг), обеспечивающие приемлемое структурирование изучаемой функции - показателя транспортного затора. Наблюдение за транспортным потоком, рассматриваемом на Т-образном перекрестке, выполнялось в течение января-февраля 2023 г. Это позволило с использованием предложенного авторами критерия образования транспортных заторов выявить проблемные направления с точки зрения опасности образования заторных ситуаций в период наблюдения. Определены особенности эволюции предзаторных ситуаций. Предложенный количественный показатель транспортного затора целесообразно использовать для оценки эффективности светофорного регулирования на улично-дорожной сети г. Перми.

Сохранить в закладках