ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Архив статей журнала

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Куратова Любовь Александровна

Цифровая трансформация отраслей социальной сферы объявлена одной из национальных целей Российской Федерации. С учетом того, что ее целями декларируется как преобразование основных отраслей экономики и социальной сферы, так и обеспечение устойчивого роста качества жизни жителей, данное направление исследований является актуальным для северных территорий страны. Целью настоящего исследования является анализ ключевых аспектов цифровой трансформации отраслей здравоохранения, образования и культуры. В качестве объекта исследования выбрана цифровизация отраслей здравоохранения, образования и культуры в регионах Севера России, территория которых полностью относится к Крайнему Северу и приравненным к нему местностям. В статье анализируются особенности цифровизации отраслей социальной сферы регионов Севера и в частности Республики Коми за период 2014-2023 гг. Рассчитан интегральный индекс цифровизации регионов Севера России за период 2022-2023 гг., состоящий из четырех подиндексов. Расчет индекса цифровизации был произведен с применением методов нормирования данных для их соизмеримости. Проведено ранжирование регионов Севера России по уровню цифровизации в 2023 г. Выявлена недостаточная цифровизация инфраструктуры регионов и техническая обеспеченность учреждений данных отраслей и населения, что в совокупности приводит к цифровому неравенству в городской и сельской местности. Значимость исследования с практической точки зрения состоит в том, что его результаты можно использовать для оценки результативности цифровизации регионов. Для более глубокого изучения процесса цифровизации социальной сферы регионов Севера России в дальнейшем планируется проанализировать его особенности на муниципальном уровне.

Сохранить в закладках
ОМНИКАНАЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Суздалева Гульназ Ришатовна, Игнатьева Лада Руслановна

Современный рынок характеризуется высокой степенью конкуренции, глобализацией и высоким уровнем развития технологий. Изменение потребительских предпочтений и ожиданий также вносит свой вклад в конкурентную среду. Клиенты становятся более требовательными и обращают внимание не только на качество продукции, но и высокий уровень обслуживания, персонализацию и удобство взаимодействия. Поэтому в условиях такой жесткой конкуренции компаниям стало необходимо развивать стратегии взаимодействия с клиентами, интегрировать различные каналы коммуникаций с целью улучшения клиентского опыта. В статье представлены результаты анализа подходов к формированию потребительской лояльности с помощью омниканальности. На основе результатов экспертного и формализованного опросов авторами был разработан чек-лист по внедрению системы омниканальности как инструмента формирования потребительской лояльности в деятельность пермского магазина одежды «Raklanova Brand». Данный инструмент представляет собой набор рекомендаций и шагов, которые позволят компаниям структурировать и реализовать стратегии взаимодействия с клиентами через различные каналы связи. Работа подчеркивает важность создания единого клиентского опыта через различные каналы взаимодействия компании с клиентом, от физических магазинов до онлайн-платформ, что способствует улучшению узнаваемости бренда и повышению уровня доверия со стороны потребителей. Анализируются преимущества использования омниканального подхода для повышения лояльности клиентов и увеличения объемов продаж. Успешная реализация омниканальности становится важным фактором для формирования долгосрочных отношений с клиентами и достижения устойчивого роста бизнеса в условиях динамично меняющегося рынка. Результаты работы служат ценным ресурсом для компаний, которые стремятся адаптироваться к новым условиям рынка и повысить свою конкурентоспособность.

Сохранить в закладках
МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЦЕНЫ ПРОДУКЦИИ, ПОСТАВЛЯЕМОЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Валидов Ильяс Радикович

Представлены результаты моделирования структуры цены и себестоимости продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу (ГОЗ). Необходимость применения автоматизированного решения обусловлена древовидным построением кооперации при выполнении ГОЗ, а также особенностями определения цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ. Нормативными документами регулируется сумма прибыли, определяемая исходя из соотношения привнесенных и собственных затрат: определены минимальные и максимальные значения суммы плановой прибыли. Модель позволяет сопоставить результаты ценообразования при различных нормах плановой рентабельности. Начисление прибыли на привнесенные затраты обусловливает так называемый мультипликативный эффект. Цена материальных ценностей, приобретаемых головным исполнителем (или исполнителем более высокой ступени кооперации) и калькулируемых в составе прямых затрат, учитывает прибыль поставщика - исполнителя по кооперации. Таким образом, при определении цены с учетом рентабельности привнесенных затрат происходит начисление прибыли на прибыль. Разработанная модель позволяет в том числе оценить масштабы этого мультипликативного эффекта. Также модель позволяет построить на заданном наборе данных цену на последующий период на принципах применения индексов в порядке, предусмотренном нормативными документами. Это позволяет сопоставить последствия уточнения значений показателей прогноза социально-экономического развития, применяемых для определения цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ. Например, последствия существенного отличия отчетных значений от плановых, действующих при заключении государственных контрактов и договоров по кооперации. В связи с закрытым характером информации, касающейся вопросов цены и себестоимости продукции, поставляемой по ГОЗ, для построения модели используется генератор случайных чисел. При этом для умозаключений общего характера, связанных с вопросами исследования себестоимости и определения цен продукции, поставляемой по ГОЗ, алгоритм позволяет сгенерировать различные возможные наборы данных, отвечающие в целом реальному положению дел с определенными допущениями. В работе также предложены возможные направления совершенствования алгоритма моделирования.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Сильченкова Светлана Владимировна

Представлена разработка модели анализа факторов конкурентоспособности региона и направлений повышения конкурентоспособности на примере Смоленской области. Анализ литературы по проблеме исследования позволил заключить, что конкурентоспособность региона обусловлена раскрытием его потенциала по ряду факторов. К таким факторам относятся развитие промышленности, транспортная инфраструктура, природно-климатические условия, социальная сфера, специализация производства, развитие предпринимательства и др. Также на общий уровень конкурентоспособности региона оказывает влияние личная конкурентоспособность каждого его жителя, что выражается в раскрытии своего потенциала. Все эти факторы позволяют раскрыть потенциал региона, их развитие становится одной из главных стратегических целей экономического развития регионов и страны в целом. Разработана модель теоретического анализа конкурентоспособности региона по некоторым факторам и уровням (стадиям): стадия факторов производства, стадия внедрения инвестиций, инновации и богатство. Данная модель отражает существенные свойства уровней конкурентоспособности и связи между уровнями и факторами конкурентоспособности региона. Модель представлена в табличном виде. Приведен пример анализа природно-климатических и социальных факторов конкурентоспособности в Смоленской области на основе разработанной модели. Выявлены некоторые недостатки и перспективы совершенствования использования природно-климатических и социальных факторов в регионе. Предложены некоторые направления освоения и развития природно-климатических и социальных факторов в Смоленской области на уровнях внедрения инвестиций и инноваций: сельское хозяйство, санаторно-курортное лечение и оздоровление, культура и спорт, развитие малых городов региона. Приведены примеры по каждому фактору и направлению.

Сохранить в закладках
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ СИСТЕМЫ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Музаффарзода Бадриддин Сангали, Мухсинова Парвина Абулкосимовна

Представлены результаты исследования основных подходов к обеспечению конкурентоспособности региональной промышленной системы. Показано, что развитие теории и практики обеспечения конкурентоспособности региональной промышленной системы органично связано с развитием теоретических основ и методологических положений концепции управления региональной экономикой. Выявлено, что региональная экономика как часть экономической системы в настоящее время претерпевает существенные изменения, обусловленные трансформацией экономических отношений под влиянием новейших достижений науки об управлении социально-экономическими системами. При этом основные подходы, методы и инструменты обеспечения конкурентоспособности управленческих систем разного уровня, разработанные в классической теории и апробированные в различных отраслях и сферах экономической деятельности, сохраняют свою актуальность в силу возможностей их адаптации в разных условиях. В статье выделены наиболее актуальные подходы к обеспечению конкурентоспособности региональной промышленной системы с учетом их характеристики. Отмечена возрастающая роль мер и инструментов управления, направленных на достижение синергетического эффекта от взаимодействия различных факторов управления промышленной системой. Обоснована необходимость гармоничного развития конкурентных преимуществ промышленных структур на уровне региональной экономики. При этом особое внимание уделено развитию человеческого капитала промышленных предприятий как основного фактора активизации инновационных процессов. Также обоснована важность мероприятий, направленных на повышение ресурсной эффективности обеспечения устойчивого развития отраслей. Сформулированы основные принципы развития потенциала обеспечения конкурентоспособности. Обоснована значимость финансовых возможностей и ресурсной обеспеченности отраслей. Предложен наиболее оптимальный состав участников кластерной организации. Разработаны пути формирования кластерных структур в промышленной системе региона.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Бикметов Евгений Юрьевич, Кузнецова Елена Владимировна, Рувенный Игорь Ярославович

Обоснована ключевая роль элемента «People» (люди) в модели маркетинга «7P», составляющего основу интегрирования деловых и маркетинговых коммуникаций организации в условиях конкурентного рынка. Основная идея заключается в том, что успешная реализация организационной маркетинговой стратегии во многом зависит от коммуникационного взаимодействия с клиентами, как внутренними, так и внешними. Авторами актуализируется необходимость создания действенных коммуникационных средств и каналов, обеспечивающих взаимодействие с внутренними клиентами (сотрудниками) и связи с внешними клиентами (потребителями). Координация основных блоков управления организационными коммуникациями (маркетингового, креативно-медийного и административно-управленческого) направлена на создание синергетического эффекта в реализации стратегических задач формирования потребительской лояльности и вовлеченности персонала. В статье раскрыты различия между внутренними и внешними клиентами. Выявлено, что сотрудники играют ключевую роль в создании корпоративных ценностей, определяющих управленческие решения, влияющие на репутацию. В связи с этим предложены методы повышения вовлеченности сотрудников, такие как командообразование, цифровизация организационных управленческих процессов и разработка HR-бренда. Эффективная стратегия привлечения сотрудников является залогом получения конкурентных преимуществ и обеспечения устойчивого развития. Чтобы победить в «битве за таланты», организациям необходимо планомерно развивать свой HR-бренд с помощью деловых коммуникаций. Это особенно важно для организаций, стратегия которых основана на компетенциях сотрудников. Установлено, что чем более емким по содержанию брендом работодателя обладает организация, тем более привлекательным местом работы она является. Брендинг работодателя, как правило, связан с двумя функциональными направлениями деятельности: маркетингом и управлением персоналом. По мнению авторов, брендинг работодателя сопряжен и со стратегическим управлением. Поэтому необходимо воспринимать брендинг работодателя как важную часть организационной маркетинговой стратегии организации и ее конкурентоспособности. Предложенные авторами рекомендации по созданию эффективных каналов коммуникации, внедрению программ мотивации, а также созданию и развитию HR-бренда актуализируют особую значимость этих аспектов в условиях изменчивого рынка. Применение взаимосвязанных и взаимодополняющих деловых и маркетинговых коммуникаций, в основе которых лежат интересы и ценности человека, способствует созданию долгосрочных взаимовыгодных отношений со всеми группами клиентов, поскольку социальный потенциал выступает основным источником конкурентных преимуществ организации.

Сохранить в закладках
ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ И ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННОЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Стожко Дмитрий Константинович, Стожко Константин Петрович

Проведен анализ и дана оценка характера современной макроэкономической нестабильности в контексте необходимости достижения динамического равновесия в сфере трудовой занятости населения. Обосновывается тезис о необходимости перехода от концепции устойчивого развития, которая в условиях растущей социально-экономической и общественно-политической нестабильности и турбулентности все меньше соответствует вызовам времени, к идее быстро реагирующей на изменения системе гибкого управления социально-экономическими процессами, отражающей особенности современной «антропосферы». Задачами исследования являются оценка представлений современной науки о сущности понятий экономической стабильности, экономического равновесия, компаративный анализ существующих научных подходов к оценке экономического равновесия (идей Ж. Дебре, А. Маршалла, Т. Модиса, Р. Курцвейла, Р. Сури, К. Эрроу и др.), а также вопросов его достижения на рынке труда (рабочей силы) и на самом предприятии. В статье отражены результаты многолетней дискуссии в вопросах формирования и обсуждения новых концепций и теоретико-методологических подходов к анализу и оценке трудовой занятости в условиях долгосрочного и системного кризиса. Поскольку в условиях информационного общества и цифровой революции происходит качественное изменение характера трудовых ресурсов предприятия, в статье предложено использование многовариантных, вариативных, полиморфных технологий в принятии управленческих (кадровых) решений, а также устранение оппортунистического поведения работников посредством развития трудового самоуправления, на принципах гарантированной занятости (пожизненного найма), формирования так называемых «рабочих групп» (креативное самоуправление) и более последовательного учета возрастных и профессиональных качеств самих работников при оплате их труда.

Сохранить в закладках
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ, КИТАЕМ И ИНДИЕЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕГО ДАВЛЕНИЯ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ЕЛОХОВА Ирина Владимировна, Наговицын Егор Александрович

В современной мировой политике санкции становятся основным рычагом давления на наиболее значимые страны и объединения. Ведя суверенную и независимую политику, Россия попала под санкции со стороны западных стран, а именно США и ЕС. В отличие от относительно точечных санкций 2014 г., направленных против отдельных лиц и организаций, санкции 2022 г. приобрели всеобъемлющий характер, затрагивая практически все секторы российской экономики. Рынки США и ЕС были окончательно закрыты для российских компаний, поэтому приоритетом стали рынки глобального Юга. Вопросам переориентации российской экономики с запада на юг и восток уделяется все больше внимания. В представленной работе рассматривается динамика экспорта, импорта и товарооборота по странам СНГ, Китаю и Индии. Отмечается устойчивый рост товарооборота со странами СНГ, за исключением Молдовы, которая придерживается антироссийской политики. Китай остается ключевым экономическим партнером России, с которым товарооборот значительно вырос после 2022 г., что связано с переориентацией на азиатские рынки и вводом в эксплуатацию «Силы Сибири». Товарооборот с Индией резко увеличился в 2022 г., что обусловлено перенаправлением экспорта нефти в Индию после отказа ЕС от российских энергоресурсов. Был выделен ряд проблем: политические разногласия с некоторыми странами СНГ, культурные различия и конкуренция с Китаем, низкий уровень импорта из Индии. В качестве рекомендаций предлагается создание «нефтерубля», развитие собственной финансовой инфраструктуры, наращивание импорта фармацевтической продукции из Индии.

Сохранить в закладках
РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛА СПЕЦИАЛИСТОВ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ: СПОСОБ АДАПТАЦИИ К ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Часовская Людмила Александровна, Секерин Владимир Дмитриевич

Происходящие процессы цифровизации в экономике, развитие технологий, рост числа каналов коммуникации привели к трансформации коммуникативных специальностей в экономике. Недостаточная адаптация к новым требованиям рынка может привести к дефициту квалифицированных кадров в области коммуникаций. Специалисты коммуникативных профессий должны не только адаптироваться к новым условиям работы, но и систематически развивать свои навыки, чтобы оставаться конкурентоспособными. Постоянное обучение и развитие PR-специалистов, маркетологов, копирайтеров, специалистов по внутренним коммуникациям, фандрайзеров будет их конкурентным преимуществом на рынке труда. В этой связи специалист коммуникативных профессий должен быть многофункциональным профессионалом, обладающим навыками в области контент-маркетинга, аналитики, стратегического мышления, уметь активно использовать современные коммуникационные технологии, способствующие достижению целей компании или клиента. Мультифункционализм позволит не только справляться с текущими вызовами социально-экономической реальности, но и адаптироваться к быстро меняющемуся конкурентному окружению, цифровой экономике. Научная новизна данного исследования заключается в определении и систематизации новых функций и навыков, востребованных в области коммуникаций в условиях цифровизации; определении инструментов, способствующих адаптации специалистов коммуникативных профессий, основанных на рыночных трендах. Проведение глубинного интервью позволило выявить, как представители коммуникативных профессий «видят» свой функционал в настоящем и будущем. Полученные результаты были проверены опросом в виде анкетирования. Изучение вторичных данных в виде научных публикаций, отчетов и исследований по вопросам цифровизации и изменениям в области коммуникации было использовано для характеристики текущих социально-экономических изменений.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Стегний Василий Николаевич, Баяндина Яна Олеговна

Анализируются социальные ориентации студентов технического вуза, исходя из тенденций развития не только современного мира, но и российского общества, направленности его развития на социальное будущее, становления и развития в нем постиндустриального общества, культуры. В качестве основного эмпирического материала взяты результаты конкретно-социологических исследований среди студентов Пермского национального исследовательского политехнического университета, проводимых с 1969 по 2024 г. Среди факторов, влияющих на социальные ориентации студентов, выделены специальность, курс, возраст, социальное происхождение, образование родителей, семейное положение, жилищные условия, материальное положение, пол, где прошло детство, чем занимался до поступления в вуз. По содержанию рассматриваются два вида социальных ориентаций: ориентации на высшее образование, тип вуза, отношение к образовательному процессу и ориентации на тип поселения после завершения учебы в вузе. Среди ориентаций на тип вуза и внутривузовскую жизнедеятельность студента выделены такие показатели, как интерес к учебе, отношение к будущей специальности, степень удовлетворенности разными сторонами учебной и внутривузовской жизни, взаимоотношения в вузовском коллективе, мотивация учебной деятельности, успешность освоения учебной программы, взаимосвязь между получаемой специальностью в вузе и ориентацией на производственную деятельность после получения специальности. С ориентациями на тип вуза у студентов связаны ориентации на тип поселения после завершения учебы и получения специальности. Зафиксированы ориентации на тип поселения у респондентов, являющихся коренными жителями г. Перми и не являющихся таковыми, но проживающие в период учебы в данном городе. Рассмотрен интерес студентов к жизни в г. Перми, их осведомленность об основных событиях в нем. Выделены ориентации студентов на то, чтобы остаться в Перми или уехать после окончания учебы в вузе. Определена мотивация студентов, ориентирующихся на смену места жительства как внутри региона, страны, так и на переезд в другие страны.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ: СОСТОЯНИЕ И МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Дугаржапова Долгорма Баторовна

Статья посвящена вопросам развития сельских территорий, которые играют значимую роль в вопросах обеспечения продовольственной безопасности страны. Исследованы сельские территории Республики Бурятия, выявлены тенденции и проблемы их развития. На основе анализа основных демографических показателей отмечено сокращение населения в сельской местности вследствие его естественной убыли и миграции, что свидетельствует о нарастающих урбанизационных процессах в рассматриваемом регионе. Отмечено, что сокращение числа селообразующих организаций, увеличении экономически ослабленных субъектов хозяйствования и низкая оплата труда в сельском хозяйстве провоцируют падение численности занятого сельского населения и снижают мотивационные интересы со стороны как населения, так и бизнеса. Негативные тенденции экономического развития сельских территорий усугубляются слабым уровнем развития социальной инфраструктуры. Жилищное благоустройство сельских территорий значительно отстает от уровня жизни городских территорий, несмотря на повышение в последние годы территориальной доступности сельскому населению образовательных, медицинских и культурных услуг в рамках реализации мер господдержки по развитию сельских территорий республики. Тем не менее в регионе сохраняются негативные тенденции к деградации сельских территорий, что требует более детальной оценки результативности основных механизмов, применяемых региональными органами власти и дальнейшего их совершенствования с учетом сложившихся производственной, социально-демографической, экономической и экологической условий жизнедеятельности в сельской местности.

Сохранить в закладках
ОЦЕНКА УРОВНЯ ИМПОРТОЗАВИСИМОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Белов Евгений Игоревич

С 2021 г. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации занимаются разработкой региональных планов адаптации к изменениям климата. Утвержденные документы отличаются неоднородными качественными и количественными характеристиками: в то время как одни субъекты заложили в планы несколько десятков, отвечающих на местные климатические риски, другие субъекты ограничились формальным внесением кратно меньшего числа мероприятий, зачастую формальных или вообще не имеющих прямого отношения к реализации климатической адаптационной политики. Для эффективного регионального развития и защиты населения, хозяйства, ландшафтов от изменений климата необходима реализация типовых (операционных) и уникальных проектов, в том числе таких отраслях, как водное хозяйство, лесное хозяйство, строительство, энергетика. Выполнение различных работ требует привлечения бюджетных и/или внебюджетных средств, расходуемых в том числе на приобретение (аренду) техники, оборудования, материалов и конструкций, лишь часть из которых может быть произведена и поставлена отечественными предприятиями. В условиях колоссального санкционного давления важной задачей становится определение уровня импортозависимости адаптационных мероприятий: оно необходимо как с точки зрения определения актуальных и перспективных направлений поддержки отечественного бизнеса, так и с точки зрения оценки перспектив фактической реализации региональных планов и дальнейшего их развития. Установлено, что в настоящее время разнообразные типичные адаптационные мероприятия и проекты в климатоуязвимых отраслях экономики могут быть реализованы только с задействованием импортируемой продукции.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →