ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Архив статей журнала

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Ронзина Анна Олеговна

Представлен анализ проблем цифровизации образования с точки зрения учителей школ. Данные собраны посредством онлайн- и офлайн-опроса, проведенного среди учителей общеобразовательных школ г. Перми в течение 2023-2024 гг. Вопросы касались отношения учителей к дистанционному групповому обучению, использованию цифровых инструментов в учебном процессе, а также сложностей, с которыми пришлось столкнуться в период вынужденного массового перехода на дистанционное групповое обучение в период пандемии COVID-2019. Также выявлено мнение учителей школ о возможности и эффективности формирования важных личностных навыков в процессе дистанционного образования, а именно составляющих критического мышления. На основе полученных данных была подтверждена гипотеза о негативном отношении школьных учителей к дистанционному групповому обучению, а также выявлено противоречие в ответах, оценивающих эффективность данной формы обучения. Осуществлен обзор аналогичных исследований по теме проблем цифровизации современного образования и отношения к этому учителей школ. Сопоставлены результаты качественных и количественных исследований последних лет, затрагивающих мнения педагогов школ о цифровизации и дистанционном групповом обучении. Автор делает выводы о противоречивости отношения учителей к дистанционному групповому обучению школьников, а также о необходимости повышения уровня инновационности традиционного обучения для того, чтобы цифровизация отдельных учебных процессов могла служить инструментом повышения качества обучения, а не снижения его эффективности. Представлено мнение учителей школ относительно изменения роли педагога при дистанционном групповом обучении. Проведено сравнение данных исследования автора и других исследований, касающихся аналогичной проблемы.

Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОМ ВУЗЕ В ОЦЕНКАХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Попова Ольга Николаевна, Вицентий Ирина Викторовна

Развитие информационно-коммуникационных цифровых технологий стимулирует инновационные практики образовательного процесса, связанные с внедрением элементов дистанционного обучения в разных его формах и на разных уровнях образования. Данный показатель в России существенно ниже в сравнении с рядом стран (однако наблюдается рост показателей использования интернета с целью дистанционного обучения). Цель представленного исследования заключается в том, чтобы сделать социологический анализ процесса организации учебного процесса в дистанционной форме в региональном вузе, локализованного в условиях российской Арктики с позиции специфического агента института образования - студентов, а также определить возможности и преимущества, ограничения и основные проблемы, которые сопряжены с его реализацией, для определения направлений совершенствования учебного процесса с применением дистанционных технологий в вузе. Для достижения заявленной цели в работе привлекаются данные конкретного кейса - результаты анкетирования студентов регионального вуза, полученные в период пандемии COVID-19. Исследование опыта реализации учебного процесса в дистанционной форме в вузе с позиции обучающихся позволило выделить ряд направлений для его дальнейшего совершенствования: нормативно-правовые основы, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, социально-культурные основы. Научная новизна исследования состоит в том, что оно позволяет расширить границы научных представлений в области теории и методики дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий. Также работа имеет прикладное значение для области педагогики высшей школы, поскольку удалось определить перспективные направления для совершенствования учебного процесса в дистанционной форме, а также его отдельных элементов. Данное исследование может быть продолжено в направлении изучения удовлетворенности дистанционным обучением других участников образовательного процесса (преподавателей вуза, студентов заочной формы обучения), реализации мониторинга удовлетворенности дистанционным образованием и его отдельными элементами в рамках традиционной формы обучения студентов в вузе.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УСПЕШНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ИНСТИТУТАХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: НА ПРИМЕРЕ ПНИПУ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Таделе Абера Банти, МИНГАЛЕВА ЖАННА АРКАДЬЕВНА

В исследовании раскрыто влияние различных стилей преподавания на успеваемость студентов экономических специальностей Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). Исследование направлено на выявление эффективных методов обучения и предоставление научно обоснованных рекомендаций для повышения академической успеваемости, вовлеченности студентов в научную и инновационную деятельность, а также для повышения общей удовлетворенности студентов организацией обучения в университете. В качестве метода исследования использован структурированный опрос студентов второго и третьего курсов, обучающихся по экономическим специальностям. В исследовании дана оценка влияния интерактивных, адаптивных и инклюзивных методов обучения на успеваемость студентов, а также выявлена важная роль регулярной и конструктивной обратной связи. Ключевые результаты исследования показывают, что интерактивные и адаптивные методы обучения значительно повышают вовлеченность учащихся в обучение и научную деятельность, в рост академической успеваемости студентов, в то время как традиционные методы оказываются все менее эффективными. Сделан вывод, что новые стратегии обучения должны быть подкреплены статистическим анализом, который показывает сильную положительную корреляцию между стилями преподавания, частотой обратной связи, уровнем вовлеченности, осведомленностью о разнообразии и успеваемостью учащихся. Полученные результаты дают более ценную информацию для преподавателей и руководства университета, а также для других университетов России и зарубежных стран, внося вклад в более широкую область исследований в сфере образования, предоставляя конкретные рекомендации по повышению эффективности преподавания и успеваемости учащихся.

Сохранить в закладках
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Ронзина Анна Олеговна

Представлен обзор наиболее значимых инновационных методов, форм и принципов обучения, применяемых в современных школах, и осмысление проблем, связанных с необходимостью их применения, внедрением в образовательный процесс, а также их эффективностью. Рассмотрены актуальные инновационные методы обучения, распространенные в современной школе и других образовательных и воспитательных учреждениях. Обобщен ряд тенденций в образовании, возникших в условиях современных вызовов, включая пандемию COVID-19 и всеобщую цифровизацию образования. Представлены новые теоретические подходы к оценке качества образовательного процесса, показана связь содержания образования с социально-экономическими тенденциями. Особое внимание уделено компенсации образовательных пробелов, возникших из-за перехода на дистанционное обучение, и включению недостающих компонентов в учебные программы. Рассмотрен вопрос о значении формирования у учащихся критического мышления как неотъемлемого элемента современного образования. Приведены варианты совмещения разных инновационных форм обучения, в частности, гибридное и смешанное обучение. Представлено обоснование необходимости метапредметного подхода к любым формам образовательного процесса. Обращено внимание на проблему квалификации педагогов и их роли в образовательных процессах в связи с изменившимися условиями, которые диктуют как внешние факторы, так и внутренние сложности в системе образования, связанные с повсеместной цифровизацией и необходимостью своевременной переподготовки кадров. Проведен всесторонний обзор современных вызовов в образовательной сфере и теоретически обоснована необходимость внедрения инновационных подходов для успешного развития образования и общества в целом.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ STEM-ТЕХНОЛОГИИ: АКТУАЛЬНОСТЬ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Кротенко Татьяна Юрьевна

Обстоятельства, в которых оказался мир в последние годы, обнажают ряд проблем в подготовке инженеров и дают системе технологического образования свежие импульсы для соответствующего времени функционирования и эффективного развития. Трансформации в образовательном пространстве, происходящие уже сегодня, объясняются главным образом еще и тем, что обнаруживаются ресурсы, подпитывающие идею о непрерывном и в то же время направленном на конкретную цель профессиональном инженерном образовании. Эти явления требуют специального изучения и задают актуальность исследования. Целью данной статьи является обсуждение связей и зависимостей в системе инженерного образования, анализ возможностей и болевых точек STEM-подхода. Методологическая основа исследования - рефлексия теоретических взглядов на политехническое образование, инженерную экономику, технологическое предпринимательство, дисциплинарную конвергенцию в политехнической подготовке; анализ исследовательской и педагогической практики в технологическом образовании; опрос экспертов, проведенный в марте 2024 г. с целью обнаружения проблемных зон и перспектив STEM-образования. Дуальность обучения ассоциируется, с одной стороны, с качественной теоретической подготовкой будущих конструкторов, программистов, технологов, с другой - с выращиванием у них способности решать практические производственные задачи. Трансдисциплинарность становится ключом и главным вектором развития технологического образования. Для решения возникающих социально-экономических и технологических задач инженерное образование нуждается в интегративном подходе, объединяющем идеи дуальности и трансдисциплинарности. Результаты исследования показали, что расширению технологического образовательного пространства может способствовать развитие трансдисциплинарных исследований и проектов, конвергентных технологий, а также опыт решения фундаментальных проблем силами специалистов из разных профессиональных сообществ. В статье сделаны выводы о необходимости таких подходов в обучении, которые способны воплотить идеи дуальности и трансдисциплинарности в конкретные образовательные программы.

Сохранить в закладках