Архив статей журнала
Рассмотрены проблемы сокращения травматизма на производстве и заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью. Названы причины заинтересованности государства в сокращении травм и заболеваний на производстве. Рассмотрено реформирование деятельности Пенсионного фонда и фонда социального страхования и его результаты. Определены обязанности работодателей как плательщиков обязательных платежей в Социальный фонд России и организаторов охраны труда на производстве. Названы основные причины заболеваний, вызванных профессиональной деятельностью. Определены особенности заболеваний в различных отраслях промышленности. Дана оценка условий труда на промышленных предприятиях Пермского края, а также условий труда работников сельского хозяйства. Определены особенности заболеваний у работников умственного труда. Отмечен высокий процент травм в строительной отрасли со смертельным исходом. Рассмотрены региональные особенности травм на производстве и заболеваний на примере Пермского края. Определена динамика пострадавших на рабочем месте в Пермском крае. Сделаны выводы по динамике числа пострадавших от несчастного случая на производстве в расчете на 1000 работающих. Проведен анализ количества смертей в результате несчастного случая. Выявлено сокращение количества работников со впервые установленным заболеванием в Пермском крае. Проведен анализ доходов страхования и расходов на проведение предупредительных мер, анализ страховых выплат и пособий пострадавшим, расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, а также на предупредительные мероприятия. Сделаны предложения по совершенствованию системы государственного страхования работающих граждан.
Зоозащитное волонтерство, действующее преимущественно на основе частной инициативы, сталкивается с колоссальными сложностями. Это связано с тем, что в России оно появилось относительно недавно, и законодательство в сфере обращения с животными все еще находится в процессе формирования. В отличие от волонтеров, занятых в других сферах, зоозащитники зачастую вынуждены самостоятельно бороться с проблемами правового регулирования, отсутствием достаточной инфраструктуры для передержки животных и негативным отношением со стороны части общества. Поддержка со стороны государства, хоть и существует в теории, редко достигает реально нуждающихся приютов и индивидуальных волонтеров. Это приводит к тому, что зооволонтеры вынуждены работать в условиях ограниченных ресурсов, полагаясь исключительно на собственные средства и пожертвования неравнодушных граждан. Они занимаются отловом, лечением, стерилизацией и пристройством животных, а также ведут активную просветительскую работу, направленную на формирование ответственного отношения к питомцам. На основе результатов социологического исследования рассматривается портрет личности медианного зооволонтера из Пермского края. Анализируются основные типы помощи со стороны зоозащитников; категории животных, с которыми им приходится работать; мотивация участия зооволонтеров в данной деятельности. В статье предлагается общий обзор вопросов, связанных с организационными аспектами зооволонтерства, способами координации деятельности, а также ролью социальных сетей в распространении информации о проблемах защиты животных. Исследование подробно освещает то, что зоозащитники зачастую готовы жертвовать своими интересами, идти на конфликты с близкими и испытывать денежные проблемы ради спасения жизней животных, что характеризует их как людей с волевыми чертами характера, имеющими направленность на дело.
Уровень и качество образования, полученного родителями, определяя качество их жизни, создают в свою очередь запрос на приемлемые по представлениям родителей уровень и качество образования для их детей. Родители, формируя, с одной стороны, в семье условия для образования детей путем поддержки их успеваемости, выбора образовательных траекторий, с другой стороны, передавая им социальный и культурный капитал, способствуют воспроизводству образовательного капитала регионов. В ряде работ доказано, что неравенство регионов России по уровню социально-экономического положения и доле населения с высшим образованием существенно влияет на наличие и доступ к образовательным ресурсам, что определяет максимально и эффективно поддерживаемое неравенство. Несмотря на неравенство возможностей финансирования общего образования в регионах и попытки выровнять бюджетную обеспеченность субъектов РФ, усилия региональных исполнительных органов власти по обеспечению доступности общего и дополнительного образования находятся в фокусе внимания федерального центра. Показатели эффективности глав регионов, рейтинг качества жизни Агентства стратегических инициатив (АСИ), Индекс детского благополучия и ряд других подходов содержат оценки условий образования и развития, которые создаются на уровне регионов страны, и могут быть объектами управленческих воздействий региональной власти. Цель работы - обосновать необходимость социологического исследования для оценки условий образования и развития в регионе. Для решения поставленной задачи использован обзор и теоретический анализ методических подходов к оценке элемента среды «Образование и развитие» в рейтинге качества жизни АСИ, подходы к оценке домена «Образование и развитие» в индексе детского благополучия, итоги оценки индекса детского благополучия в Республике Башкортостан, статистические данные и нормативно-правовые акты по теме общего и дополнительного образования региона. Это позволило определить перспективы социологического исследования и получения субъективных оценок удовлетворенности качеством образования школьников. Качество образования может определяться в контексте процесса получения общего и дополнительного образования, а также получаемыми и полученными в его ходе результатами, которые также связаны с мотивами выбора и востребованностью разных видов дополнительного образования школьников, влияя на образовательные траектории (вуз, СПО, профессиональная ориентация). Делается вывод о том, что в России выстроена система оценки качества образования и необходимы способы получения субъективных оценок об удовлетворенности созданными условиями образования и развития, поскольку наличие условий не всегда означает доступность и получение детьми образования. В работе проводится обоснование методики социологического опроса - разработка группы вопросов анкеты для оценки факторов удовлетворенности условиями образования и развития в регионе, что позволит затем выявить наиболее актуальные способы покрытия выявленных дефицитов.
Рассмотрены особенности управленческой деятельности в студенческих спортивных клубах (СКК). Актуальность проблемы обусловлена заметно возросшей в последние несколько лет ролью СКК в деле эффективного развития общества и вовлечения в активные жизненные процессы молодежи, получающей образование в высших и профессиональных учебных заведениях России. Для устойчивого и эффективного функционирования любой структуры, в том числе и СКК, важным фактором является совершенствование методов управления клубом. Целью работы является анализ особенностей развития студенческого спорта в современной России в исторической параллели с опытом возникновения студенческих спортивных организаций в СССР в 20-30-х гг. ХХ в., рассмотрение факторов, влияющих на развитие студенческого спорта, методов управления ССК, а также изучение недостатков в этой сфере. Анализируется нормативно-правовая база, регулирующая вопросы функционирования ССК на государственном уровне. На основе исследования опубликованных в научных журналах и ЭСМИ материалов авторы выделяют шесть особенностей, отличающих работу именно студенческих спортивных клубов от региональных спортивных организаций или спортивных клубов при промышленных предприятиях. Отдельно подчеркивается важность работы студента в качестве функционера в структуре ССК, где молодой человек получает практический опыт управленческой деятельности, крайне необходимый в дальнейшей профессиональной деятельности. Авторами вводится в оборот термин «самоактуализация» в узком смысле, под которой понимается процесс самоопределения молодого человека в обществе, его успешной социализации и адаптации к условиям, в которые он поставлен в процессе обучения в высшем учебном заведении.
Современное общество трудно представить без гаджетов и смартфонов. Мир, в котором цифровые технологии и в том числе социальные сети оказывают колоссальное влияние на общественные процессы, в основе которых лежит информация как ключевой ресурс, создающий новые формы социальной структуры, уже нельзя рассматривать исключительно с позиции материального производства. Условия труда и виды капитала кардинально изменились в связи с переходом общества от индустриального типа, для которого характерен физический труд рабочих и доминирующее положение капиталистов и владельцев средств производства, к постиндустриальному типу общества, центральное место в котором занимает информация и знания как ведущий производственный ресурс. Для исследователей крайне актуальным становится изучение символического капитала в условиях глобальной цифровизации общества. Развитие концепции символического капитала Пьера Бурдье в условиях развития цифрового мира привело к возникновению новых видов капиталов, формирующих представления о цифровом обществе. В данной статье представлен анализ символического капитала в условиях активного развития социальных сетей, а также возможности пользователей продвигать свой личный бренд, в результате накопления символического капитала, выраженного в потреблении и создании контента, а также усиления своих офлайн-позиций через онлайн-ресурсы. Цель данной работы - исследование процессов формирования и накопления символического капитала в виртуальном пространстве, в том числе факторов, влияющих на их распределение и восприятие. Результаты позволят нам получить представление о развитии символического капитала в условиях цифровой трансформации общества, выявив основные положения и особенности такого развития.
Категория «стратегия» имеет широкий спектр применения в различных практических сферах, а в социологии характеризуется многоаспектностью. Однако уникальность в использовании для различных феноменов приводит к разночтениям определений - в трактовках и как системы выборов, и как способов действия. Определены несколько социологических парадигм, через которые изучаются стратегии в социологии: структурно-функциональный подход, феноменологическая парадигма, подход стратегического действия, символический интеракционизм и интегративный подход. Каждая парадигма обеспечивает уникальную перспективу на формирование и реализацию стратегий. Логика статьи, исходя из ее цели выявить уникальность категории «стратегия» в социологии, структурировав существующие подходы к ее концептуализации и определив атрибуты понятия, основана на рассмотрении стратегии на таких уровнях, как социальные институты, организации, общности, индивиды. Социальные институты, отражающие сущность общества, требуют согласования действий с установленными нормами и правилами. Это подразумевает активное участие инициаторов, что также актуально для социальных организаций, стремящихся повысить свою эффективность через реализацию комплексных планов. В рамках социальных общностей успешность стратегии зависит от размера и формализации сообщества, что делает практики гибкими в ответ на запросы и ресурсы участников. Индивидуальные стратегии ориентированы на удовлетворение личных потребностей в социокультурной среде и предполагают выбор методов и действий. На уровне отдельного человека важно различать стратегическое планирование и действия, возникающие под воздействием социальной системы. Предложена авторская схема категории «стратегии» с ее атрибутами: субъектом, ресурсами, ориентацией на достижение цели или неосознаваемое стремление к некоторому результату. Сделан вывод о значимости соотношения действий субъекта и контекста социума в социологической концептуализации «стратегий».
Представлены теоретико-методологические основания проведения социологического мониторинга и его роль в управлении соблюдением прав инвалидов. Объект исследования - общественные отношения, определяющие основные подходы к организации социологического мониторинга соблюдения прав инвалидов в Российской Федерации. Предметом исследования являются права инвалидов и возможности их реализации в России. Цель работы состоит в научном анализе применения социологического подхода в системе государственного мониторинга соблюдения прав инвалидов в Российский Федерации, для социального управления процессом интеграции инвалидов в общество, ведения независимой жизни и формирования инклюзивного общества. Он обеспечивает осуществление общественной оценки действий государства в контексте реализации Конвенции, что представляет собой важный шаг к обеспечению прав и свобод данной социальной группы. Проведен анализ социологических теорий (теория социальной инклюзии, анализ нетипичности, концепции независимой жизни и ресурсно-потенциальный подход, теории социального управления, системный и институциональный подходы), результатов прикладных социологических исследований, иллюстрирующих барьеры и возможности доступности среды, дискриминации, трудоустройства, комплексной реабилитации, репрезентации людей с инвалидностью и др. Обозначены практические вопросы применения социологического мониторинга в социальном управлении формирования инклюзивного общества в России. В результате анализа обозначено применение комплексного подхода в государственной системе мониторинга соблюдения прав инвалидов, основанного на сочетании объективных и субъективных показателей правового, статистического и социологического компонентов. Предложена апробированная методика социологического исследования соблюдения прав инвалидов как общественно-государственного инструмента обеспечения целей устойчивого развития социальной сферы и улучшения положения людей с инвалидностью.
Проанализированы основные научные разработки, посвященные социологической оценке социокультурного пространства современной организации. Предлагается универсальная методика оценки социокультурного пространства организации, обосновывается необходимость уточнения широкого его понимания как компонента пространства жизнедеятельности человека, определяющего область и сферу его трудовой деятельности и характеризующего социальную культуру в контексте ее преобладающих ценностей, норм, принципов поведения, а также устойчивых черт действующей модели организационного поведения и взаимодействия. Доказывается, что методология рамочной конструкции конкурирующих ценностей представляет собой мощный инструмент для анализа и оценки социокультурного пространства организации. В то же время данная методика должна дополняться диагностикой культурного пространства по следующим параметрам: общие ценности сотрудников (динамика изменений); особенности трудовых поведенческих практик (динамика изменений); основные социокультурные характеристики организации (текущее и перспективное состояние); стиль трудового лидерства (текущее и перспективное состояние); стиль управленческого взаимодействия (текущее и перспективное состояние); характеристики связующей сущности организации (текущее и перспективное состояние); стратегические цели трудового коллектива (текущее и перспективное состояние). Каждое состояние должно оцениваться по наличию характеристик одного из четырех типов организационного культурного пространства: 1) клановый - организация как семья, акцент на общности; 2) адхократический - динамичная, предпринимательская, готовность к риску; 3) иерархический - строгая структура, контроль, правила; 4) рыночный - ориентация на результат, конкуренция. Обосновывается, что предложенная методология позволяет комплексно оценить текущее и желаемое состояние социокультурного пространства организации, учитывая как формальные, так и неформальные аспекты. Это ориентировано на выявление слабых мест и разработку стратегии для достижения предпочтительного развития культурного пространства, создания условий для повышения эффективности труда и удовлетворенности сотрудников, где осуществляется их применение военнослужащими в повседневной профессиональной и бытовой деятельности. Процесс реализации потенциала управленческого лидерства способствует занятию военнослужащим более высокого карьерного положения, его продвижению по специфичной системе подчинения воинского коллектива.
Рассматривается репрезентация идентичности студенческой молодежи Республики Бурятия на примере социальной сети «ВКонтакте». В условиях цифровизации современного общества социальные медиа играют важную роль в процессах самовыражения, социализации и формирования идентичности, особенно среди молодежи. Студенты активно используют социальные сети не только для общения, но и для демонстрации своих взглядов, ценностей и жизненных установок. В этой связи анализ цифровых следов, оставляемых пользователями в социальных медиа, открывает новые перспективы для социологических исследований. Цель работы - исследовать, как студенты вузов Бурятии репрезентуют свою идентичность в цифровом пространстве, и выявить факторы, влияющие на уровень их цифрового присутствия. В ходе исследования были изучены профили пользователей, указавших в качестве места учебы один из вузов региона. Анализ включал изучение их демографических характеристик, ценностных ориентаций, политических взглядов и активности в социальной сети. Использование данных, полученных с помощью VK API, позволило объективно оценить степень вовлеченности студентов в виртуальную среду и соотнести полученные результаты с существующими социологическими данными. Результаты исследования показывают, что уровень цифрового присутствия молодежи в соцсетях зависит от профиля вуза, его образовательной политики и социально-культурных особенностей региона. Кроме того, студенты не только транслируют свою реальную идентичность в цифровом пространстве, но и используют соцсети как инструмент для ее конструирования, адаптируя образ в зависимости от контекста. Проведенный анализ подтверждает возможность использования данных социальных медиа в качестве инструмента для социологических исследований, а также подчеркивает значимость социальных сетей как среды формирования молодежной идентичности.
Современному человеку трудно представить свою жизнь без технологий, товаров, услуг и информации. В погоне за данными благами, которых становится все больше и больше, быстротечно проходит жизнь современного обывателя. Это приводит к тому, что последнее время все чаще наблюдается такое явление, как дауншифтинг - явление, при котором люди сознательно отвергают общепринятые нормы потребления, отдавая предпочтение «жизни для себя». Они отказываются от бесконечной погони за материальными благами, карьерным ростом и рутинной занятостью, стремясь к более простой и осмысленной жизни с минимизацией потребления. Такое поведение называется дауншифтингом и характеризуется добровольным переходом к упрощенному образу жизни. Дауншифтинг относится к феномену, при котором люди абсолютно добровольно стремятся к более простому образу жизни с сокращением потребления благ и услуг. Изучение дауншифтинга как стратегии жизненного благополучия является важной научной проблемой, которая позволит лучше понять динамику изменений на рынке труда, факторы, влияющие на карьерные решения людей и их установки, и последствия этих решений для их жизни и общества в целом. Переход от напряженной нервирующей работы в офисе к свободной занятости дома, при самостоятельном формировании рабочих графиков рассматривается с точки зрения возможности сохранить здоровье, укрепить семейные отношения, избежать выгорания и выстроить карьеру более гармонично. Целостное представление об особенностях дауншифтинга возможно составить при проведении исследования публикаций методом контент-анализа. Цель данного исследования - выявить отличительные признаки и черты дауншифтинга преимущественно в России, отраженные в социологических журналах.
Изучена личная оценка уровня социальной напряженности военнослужащих в воинском коллективе. Каждый из представленных уровней подробно описывает индивидуальные потребности военнослужащего и его родственников. Выделены социологические шкалы, которые позволяют сделать оценку методологическим аспектам. Каждая рассмотренная шкала включает в себя неудовлетворенность и некачественные условия жизни и труда военнослужащих. Изучены параметры оценки социальной напряженности и рассмотрена их специализация. При изучении параметров оценки были выявлены и изучены эмпирические показатели, в которых проявляется социальная напряженность. При рассмотрении эмпирических показателей были выделены методы для диагностики социальной напряженности. Полученные методы легли в основу изучения социальной напряженности военнослужащих в воинском коллективе. В ходе рассмотрения параметров оценки были получены результаты о критериях, которые влияют на качественные и количественные показатели социальной напряженности. Проведен теоретический анализ ключевых аспектов, которые позволил сформировать гипотезы и получить представления о социальной напряженности как самостоятельном феномене. При изучении социальной напряженности была рассмотрена индивидуальная оценка уровня социальной напряженности. Детально рассмотрены категории социальной напряженности. Каждая из четырех категорий включает в себя широкий спектр как личных, так и общих аспектов, из-за которых социальная напряженность увеличивается или уменьшается в ту или иную сторону. Сформированы этапы гипотезы, которые легли в основу методологического комплекса изучения социальной напряженности среди военнослужащих. Сформированная гипотеза включает в себя четыре этапа, при соблюдении условий по каждому этапу уровень социальной напряженности в воинском коллективе среди военнослужащих будет минимальным.