Архив статей журнала
Представлены результаты исследования основных подходов к обеспечению конкурентоспособности региональной промышленной системы. Показано, что развитие теории и практики обеспечения конкурентоспособности региональной промышленной системы органично связано с развитием теоретических основ и методологических положений концепции управления региональной экономикой. Выявлено, что региональная экономика как часть экономической системы в настоящее время претерпевает существенные изменения, обусловленные трансформацией экономических отношений под влиянием новейших достижений науки об управлении социально-экономическими системами. При этом основные подходы, методы и инструменты обеспечения конкурентоспособности управленческих систем разного уровня, разработанные в классической теории и апробированные в различных отраслях и сферах экономической деятельности, сохраняют свою актуальность в силу возможностей их адаптации в разных условиях. В статье выделены наиболее актуальные подходы к обеспечению конкурентоспособности региональной промышленной системы с учетом их характеристики. Отмечена возрастающая роль мер и инструментов управления, направленных на достижение синергетического эффекта от взаимодействия различных факторов управления промышленной системой. Обоснована необходимость гармоничного развития конкурентных преимуществ промышленных структур на уровне региональной экономики. При этом особое внимание уделено развитию человеческого капитала промышленных предприятий как основного фактора активизации инновационных процессов. Также обоснована важность мероприятий, направленных на повышение ресурсной эффективности обеспечения устойчивого развития отраслей. Сформулированы основные принципы развития потенциала обеспечения конкурентоспособности. Обоснована значимость финансовых возможностей и ресурсной обеспеченности отраслей. Предложен наиболее оптимальный состав участников кластерной организации. Разработаны пути формирования кластерных структур в промышленной системе региона.
Представлен обзор наиболее значимых инновационных методов, форм и принципов обучения, применяемых в современных школах, и осмысление проблем, связанных с необходимостью их применения, внедрением в образовательный процесс, а также их эффективностью. Рассмотрены актуальные инновационные методы обучения, распространенные в современной школе и других образовательных и воспитательных учреждениях. Обобщен ряд тенденций в образовании, возникших в условиях современных вызовов, включая пандемию COVID-19 и всеобщую цифровизацию образования. Представлены новые теоретические подходы к оценке качества образовательного процесса, показана связь содержания образования с социально-экономическими тенденциями. Особое внимание уделено компенсации образовательных пробелов, возникших из-за перехода на дистанционное обучение, и включению недостающих компонентов в учебные программы. Рассмотрен вопрос о значении формирования у учащихся критического мышления как неотъемлемого элемента современного образования. Приведены варианты совмещения разных инновационных форм обучения, в частности, гибридное и смешанное обучение. Представлено обоснование необходимости метапредметного подхода к любым формам образовательного процесса. Обращено внимание на проблему квалификации педагогов и их роли в образовательных процессах в связи с изменившимися условиями, которые диктуют как внешние факторы, так и внутренние сложности в системе образования, связанные с повсеместной цифровизацией и необходимостью своевременной переподготовки кадров. Проведен всесторонний обзор современных вызовов в образовательной сфере и теоретически обоснована необходимость внедрения инновационных подходов для успешного развития образования и общества в целом.