ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Архив статей журнала

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Куратова Любовь Александровна

Цифровая трансформация отраслей социальной сферы объявлена одной из национальных целей Российской Федерации. С учетом того, что ее целями декларируется как преобразование основных отраслей экономики и социальной сферы, так и обеспечение устойчивого роста качества жизни жителей, данное направление исследований является актуальным для северных территорий страны. Целью настоящего исследования является анализ ключевых аспектов цифровой трансформации отраслей здравоохранения, образования и культуры. В качестве объекта исследования выбрана цифровизация отраслей здравоохранения, образования и культуры в регионах Севера России, территория которых полностью относится к Крайнему Северу и приравненным к нему местностям. В статье анализируются особенности цифровизации отраслей социальной сферы регионов Севера и в частности Республики Коми за период 2014-2023 гг. Рассчитан интегральный индекс цифровизации регионов Севера России за период 2022-2023 гг., состоящий из четырех подиндексов. Расчет индекса цифровизации был произведен с применением методов нормирования данных для их соизмеримости. Проведено ранжирование регионов Севера России по уровню цифровизации в 2023 г. Выявлена недостаточная цифровизация инфраструктуры регионов и техническая обеспеченность учреждений данных отраслей и населения, что в совокупности приводит к цифровому неравенству в городской и сельской местности. Значимость исследования с практической точки зрения состоит в том, что его результаты можно использовать для оценки результативности цифровизации регионов. Для более глубокого изучения процесса цифровизации социальной сферы регионов Севера России в дальнейшем планируется проанализировать его особенности на муниципальном уровне.

Сохранить в закладках
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Ронзина Анна Олеговна

Представлен обзор наиболее значимых инновационных методов, форм и принципов обучения, применяемых в современных школах, и осмысление проблем, связанных с необходимостью их применения, внедрением в образовательный процесс, а также их эффективностью. Рассмотрены актуальные инновационные методы обучения, распространенные в современной школе и других образовательных и воспитательных учреждениях. Обобщен ряд тенденций в образовании, возникших в условиях современных вызовов, включая пандемию COVID-19 и всеобщую цифровизацию образования. Представлены новые теоретические подходы к оценке качества образовательного процесса, показана связь содержания образования с социально-экономическими тенденциями. Особое внимание уделено компенсации образовательных пробелов, возникших из-за перехода на дистанционное обучение, и включению недостающих компонентов в учебные программы. Рассмотрен вопрос о значении формирования у учащихся критического мышления как неотъемлемого элемента современного образования. Приведены варианты совмещения разных инновационных форм обучения, в частности, гибридное и смешанное обучение. Представлено обоснование необходимости метапредметного подхода к любым формам образовательного процесса. Обращено внимание на проблему квалификации педагогов и их роли в образовательных процессах в связи с изменившимися условиями, которые диктуют как внешние факторы, так и внутренние сложности в системе образования, связанные с повсеместной цифровизацией и необходимостью своевременной переподготовки кадров. Проведен всесторонний обзор современных вызовов в образовательной сфере и теоретически обоснована необходимость внедрения инновационных подходов для успешного развития образования и общества в целом.

Сохранить в закладках
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ БОЛЬШИХ ЯЗЫКОВЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ АНАЛИЗА СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Ашихмин Евгений Георгиевич, Левченко Валерий Витальевич, Селеткова Гюзель Ильясовна

Рассматривается возможность применения больших языковых моделей для анализа социометрических данных. Авторы обсуждают теоретические основы социометрии, ее связь с сетевым подходом и традиционными методами анализа, а также потенциал больших языковых моделей в обработке и интерпретации социометрических данных. Исследование включает в себя апробацию больших языковых моделей на примере небольшого набора данных, демонстрируя высокую точность и скорость обработки, улучшенную интерпретацию результатов и способность формулировать качественные гипотезы. Полученные результаты свидетельствуют о значительных преимуществах использования больших языковых моделей, таких как эффективная обработка данных, улучшенная интерпретация, комплексный анализ и адаптивность к различным форматам данных. Анализ социальных связей выявил наличие центральных и периферийных групп, а также важность «мостов» между ними. Большие языковые модели также способствуют более точному выявлению лидеров и аутсайдеров, улучшая понимание групповой динамики и взаимодействий. Авторы делают вывод о том, что внедрение больших языковых моделей значительно расширяет аналитические возможности социометрии, открывая новые перспективы для развития количественных методов анализа межличностных отношений в социологии. Кроме того, использование больших языковых моделей позволяет улучшить прогнозирование изменений в социальных сетях и выявление скрытых паттернов, что важно для понимания эволюции социальных групп. Тем не менее подчеркивается необходимость валидации результатов и учета этических соображений при использовании искусственного интеллекта в анализе социальных отношений. Приведены примеры успешного применения больших языковых моделей. Показаны перспективы дальнейших исследований в данной области, а также интеграция с другими методами анализа социальных сетей и данных.

Сохранить в закладках