Архив статей журнала

Особенности пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (2025)
Выпуск: Том 13, № 2 (2025)
Авторы: МЕДВЕДЕВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА, Дрозд Анастасия Дмитриевна

Введение. Дисгармоничное развитие пространственных представлений у детей может быть результатом их языковых нарушений, поскольку пространственный язык играет решающую роль в формировании пространственного познания и понимания, которые, в свою очередь, потенциально влияют на социальное, эмоциональное и академическое развитие. Это требует детального анализа характеристик пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Материалы и методы. Создан комплекс проб, который дал возможность тщательно и детально подойти к экспериментальной диагностике пространственных представлений у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Модифицированная методика позволила поэтапно рассмотреть все интересующие пространственные категории в их развитии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и выявить нарушения этого процесса.

Результаты исследования. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются следующие нарушения: дефициты становления соматотопических представлений, проявляющиеся в стойких трудностях с определением левосторонних и правосторонних отношений, нарушениях эгоцентрической ориентации, что является одним из основополагающих знаний о пространстве. Также обнаружены недостатки усвоения значений пространственных предлогов и неспособность ими оперировать в активной речи. Дети не умеют выделять «малое пространство» и воспроизводить пространственное расположение отдельных его элементов относительно плоскости. Выделяются недостатки в развитии пространственных представлений и пространственного мышления. Зрительно-пространственный анализ и синтез не сформированы в должной мере. Возникают сложности в осмыслении и, соответственно, запоминании пространственно-временных понятий, а также в установлении причинно-следственных связей.

Обсуждение и заключения. Благодаря проведённому экспериментальному исследованию можно констатировать, что процесс развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проходит медленнее, с дефицитами и отклонениями. Результаты исследования подчёркивают необходимость разработки и внедрения специализированных методик и упражнений для коррекции и развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи, что может способствовать их успешному обучению и адаптации в образовательной среде.

Сохранить в закладках
ИИ-дидактика: новый тренд или эволюция процесса обучения? (2025)
Выпуск: Том 13, № 2 (2025)
Авторы: Чекалина Татьяна Александровна

Введение. Автор обосновывает актуальность данной темы в контексте быстрого развития технологий и их влияния на образование. Статья рассматривает актуальные тенденции в современной системе образования, связанные с применением искусственного интеллекта (ИИ) в процессе обучения. Автор исследует новое направление в педагогической науке – ИИ-дидактику, анализирует перспективы данного направления и рассуждает, является ли это новым трендом или же представляет собой эволюционный этап в развитии образовательной системы. Целью публикации является теоретическое обоснование и эмпирический анализ возможностей генеративного искусственного интеллекта (далее – ГИИ) для планирования и реализации процесса обучения. В статье также поднимаются вопросы, которые связаны с этикой применения ГИИ в учебном процессе и являются основополагающими в изучении проблемы применения ГИИ в образовании.

Материалы и методы. Для анализа обозначенных проблем используется комплекс методов, в том числе анализ научных публикаций, посвящённых применению ГИИ в образовании, а также рассмотрены примеры успешных проектов и практик. Автор проводит обзор существующих подходов и методов, применяемых в области ИИ-дидактики как за рубежом, так и в отечественных университетах.

Результаты исследования. В качестве практических результатов исследования в статье представлен обзор технологических решений, которые выступают современными средствами ИИ-дидактики: LMS, цифровые помощники, чат-боты со встроенным ГИИ. Также автор предлагает некоторые дидактические методы и приемы, которые позволят выстроить современный учебный процесс в парадигме ИИ-дидактики. В результате исследования автор приходит к выводу, что применение ГИИ в дидактическом процессе может привести к повышению эффективности обучения, персонализации образовательного процесса и развитию новых форм взаимодействия между обучающимися и преподавателями. Однако автор также отмечает, что внедрение ИИ требует профессионального подхода и соблюдения этических правил от современного преподавателя, готового адаптироваться к существующим реалиям.

Обсуждение и заключения. В заключении автор обсуждает перспективы развития ИИ-дидактики и её влияние на будущее образования. Подчеркивается, что использование ГИИ может стать важным этапом в эволюции процесса обучения, способствуя его адаптации к изменяющимся условиям и потребностям современного общества.

Сохранить в закладках
Дидактические средства формирования конструктивного речевого поведения будущего педагога в конфликтных ситуациях профессиональной деятельности: тактики и стратегии (2025)
Выпуск: Том 13, № 2 (2025)
Авторы: Сергеева Татьяна Вячеславовна, Самсонова Надежда Владиславовна

Введение. В эпоху глобализации мировой экономики возрастает роль взаимовыгодного и конструктивного диалога в мировом профессиональном пространстве. В связи с этим приоритетную роль играет конструктивное речевое воздействие, в частности в конфликтных ситуациях, возникающих в педагогической деятельности. Цель исследования заключается в апробации модели формирования конструктивного речевого поведения будущего педагога в конфликтных ситуациях профессиональной деятельности.

Материалы и методы. Исследование основано на положениях концепций педагогической поддержки, коммуникативного, ситуационного, компетентностного и личностно-деятельностного подходов к формированию и развитию когнитивных знаний, психологической устойчивости и педагогическим функциям в конфликтном коммуникативном воздействии обучающихся. Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ качественных и количественных результатов эмпирического материала, методическая интерпретация данных.

Результаты исследования. Разработана модель формирования конструктивного речевого поведения будущего педагога в конфликтных ситуациях профессиональной деятельности, эмпирически обоснованы педагогические условия и апробирован дидактический инструментарий ее реализации. Содержание курса «Основы педагогического мастерства» дополнено учебно-методическим пособием «Коммуникативная конфликтология», содержащим образовательный модуль «Речевые тактики в конфликтных ситуациях профессиональной деятельности педагога», в котором представлен коммуникативный практикум, направленный на расширение конфликтологических знаний, тактичное проявление и регулирование мотивов и потребностей в конфликтных ситуациях (выражать интерес к конструктивному разрешению конфликта, объективно и толерантно воспринимать коммуникативные намерения говорящего, контекст применения той или иной речевой формулы), речевых поступков (умение управлять процессом деструктивного речевого взаимодействия, создавать и поддерживать дружелюбную атмосферу, снижать степень непонимания между конфликтующими сторонами и уровень конфликтности).

Обсуждение и заключения. Формирование у будущего педагога опыта конструктивного урегулирования речевого поведения обучающихся в конфликтных ситуациях в рамках реализации обучающих, воспитательных и развивающих задач происходит благодаря применению в образовательном процессе игровых, моделирующих, личностно и социально ориентированных педагогических технологий, основанных на проблемном обучении.

Сохранить в закладках
Перенос навыков агентного моделирования на проектирование образовательных практик (2025)
Выпуск: Том 13, № 2 (2025)
Авторы: Патаракин Евгений Дмитриевич, Шишков Михаил Сергеевич

Введение. В современном образовании педагогика активно адаптируется к новым областям знаний, формируя специализированные «педагогики профессий», требующие особого мышления и компетенций. Развитие вычислительной техники переводит задачи классификации образовательных практик из теоретической плоскости в сферу практической реализации, что особенно важно для студентов педагогических вузов. Таксономии образовательных практик сегодня имеют практическую ценность, поскольку позволяют объединять различные профессиональные педагогики и способы организации деятельности, разработанные в разных научных областях, в единую работающую систему.

Материалы и методы. В рамках построения веерной матрицы использован методологический подход С. В. Чебанова, предполагающий формирование двух взаимосвязанных осей из однородных категорий. Оси, представленные сферами деятельности (дидактика, инженерия, информатика, моделирование) и подходами мышления (дидактический, инженерный, вычислительный, модельный), располагаются ортогонально, образуя квадратную таблицу. Сформированная онтология отношений применена для сбора и систематизации образовательных практик на Semantic MediaWiki, позволяя интегрировать контент различной природы и учитывать семантические различия между объектами.

Результаты исследования. Применение дидактического подхода к инженерии, информатике и моделированию формирует профессиональные педагогики, нацеленные на развитие инженерного, вычислительного и модельного мышления. Инженерный подход к педагогике предполагает использование инженерных методов в образовательном процессе, а в вычислительной деятельности это проявляется в применении языков для создания диаграмм сценариев образовательных практик. Особое внимание уделяется взаимодействию дидактики и моделирования, формируя модельную дидактику, использующую многоагентное моделирование для проектирования образовательных практик, что позволяет студентам педагогических вузов эффективно проектировать и анализировать образовательные практики.

Обсуждение и заключения. Предложенный фреймворк в виде веерной матрицы позволяет выявить перспективные направления исследований на пересечении различных дисциплин, что открывает новые возможности для образовательных практик. Исследование акцентирует внимание на том, как дидактика может заимствовать элементы из других областей, чтобы развивать эффективные учебные курсы и формировать ключевые компоненты инженерного, вычислительного и модельного мышления.

Сохранить в закладках
О мере человекоразмерности образования (2025)
Выпуск: Том 13, № 2 (2025)
Авторы: Лескова Инна Александровна

Введение. Человеческая размерность образования как проблема актуальна не одно десятилетие, что имеет под собой объективные основания, в статье она рассматривается в контексте процессов, определяемых понятием антропологический переход. Цель исследования – поставить вопрос о мере человекоразмерности образования, показать обусловленность системы образования этой мерой.

Материалы и методы. В процессе научного поиска были использованы сравнительный и социокультурный методы, интерпретация, анализ, научная теоретизация.

Результаты исследования. Новизна исследования состоит в конкретизации меры человеческой размерности образования, в качестве которой рассматривается антропотип, дано определение этого понятия. На современном этапе развития общества актуальны два антропотипа: человек массовый и человек традиции, показана взаимообусловленность антропотипов и процессов антропологического перехода, это два разных пути развития общества (техногенный и посттехногенный) и соответствующие им стратегии развития образования. Рассматриваются параметры антропотипов: долгая связность исторического мышления и совместность мышления (человек традиции), фрагментарность мышления и конструктивно-проективное отношение к реальности и человеку (человек массовый). Выделено два методологических принципа человекоразмерности образования: единства универсального и уникального в человеке (мера человекоразмерности – человек традиции), персонализации (мера человекоразмерности – человек массовый).

Обсуждение и заключения. Показана обусловленность современной системы образования антропотипом человек массовый, реформирование образования осуществляется в русле техногенного пути развития общества. Посттехногенный путь развития востребует иной меры человеческой размерности образования – антропотип человек традиции.

Сохранить в закладках
Эколого-личностная модель инновационной среды дошкольной образовательной организации: профессионально-педагогический аспект (2025)
Выпуск: Том 13, № 2 (2025)
Авторы: Сафонова Ольга Александровна

Введение. В современном информационном обществе инновации являются стратегическим ресурсом, во многом определяющим конкурентоспособность любой организации, в том числе дошкольной образовательной. В этой связи становится значимым поиск эффективных управленческих механизмов компетентного введения инноваций в дошкольную практику. Одним из таких механизмов является создание в дошкольной образовательной организации инновационной среды, благоприятной для генерирования новых идей, создания и внедрения в педагогический процесс новшеств, существенно повышающих его результативность. Анализ научной литературы показывает, что данная проблема не подвергалась системному рассмотрению, в связи с чем отсутствуют научно обоснованные подходы к ее решению. Этот факт делает актуальным определение методологических ориентиров моделирования инновационной среды дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы. Междисциплинарный теоретический анализ психологической, управленческой, педагогической, экономической литературы по проблемам инноватики, среды и средообразования, инновационного менеджмента; метод моделирования инновационной среды дошкольной образовательной организации.

Результаты исследования. В контексте эколого-личностного подхода и с опорой на разработанную В. А. Ясвиным структурно-функциональную модель образовательной среды создана модель инновационной среды дошкольной образовательной организации, включающая социально-психологический, пространственно-предметный и деятельностный компоненты. В этой модели инновационная среда определена как качественная характеристика профессионально-педагогической среды, источник и фактор успешной созидательной деятельности педагога и как ресурс развития типа личности с творческим мышлением. Показано, что значимой особенностью такой среды является единство возможностей и условий для инновационной деятельности.

Обсуждение и заключения. Разработанная эколого-личностная модель инновационной среды дошкольной образовательной организации, раскрывающая ее сущностные характеристики, такие как двойственность природы, динамичность, управляемость, системно-структурная и событийно-ситуационная организация, ресурс профессионально-личностного развития педагога, углубляет научные представления о данном феномене педагогической действительности.

Сохранить в закладках
Специальные условия преподавания учебного предмета «Физика» обучающимся с нарушением слуха (2025)
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Авторы: Николаева Татьяна Вячеславовна, Шустова Софья Андреевна

Введение. В статье рассматриваются вопросы обеспечения специальных условий преподавания учебного предмета «Физика» обучающимся с нарушениями слуха. Представлена характеристика категории обучающихся с нарушениями слуха с точки зрения неоднородности ее состава, особенностей психического развития. Показано значение учебного предмета «Физика» для речевого, когнитивного, личностного развития обучающихся с недостатками слуха. Обосновывается необходимость создания комплекса специальных психолого-педагогических, материально-технических и кадровых условий преподавания физики с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, особенностей их общего и речевого развития. В исследовании авторы опираются на базовые научно-методические положения отечественной научной школы сурдопедагогики. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения качества общего образования обучающихся с нарушениями слуха, важностью наиболее полной реализации возможностей данного предмета для качественного образования обучающихся, обеспечения их готовности к профессиональному образованию, овладения жизненными компетенциями.

Материалы и методы. Основными методами исследования являлись: анализ научно-методических материалов по вопросам освоения учебного предмета «Физика» обучающимися с нарушенным слухом и преподавания этого предмета; анализ и обобщение как общих, так и сурдопедагогических методов, приемов, средств, используемых в образовательно-коррекционной работе с обучающимися с нарушенным слухом, получающими образование на уровне основного общего образования.

Результаты исследования. В результате исследования выделены и описаны три группы специальных условий успешной реализации учебной дисциплины «Физика» для обучающихся с нарушенным слухом: материально-технические, психолого-педагогические и кадровые. Данные условия выделены на основе базовых принципов сурдопедагогики и отражают своеобразие применения специальных требований к урокам для детей с нарушенным слухом в случае преподавания естественно-научных дисциплин. Соблюдение описанных требований позволяет направить ресурсы описываемого учебного предмета не только на расширение области предметных знаний обучающихся, но и на удовлетворение их особых образовательных потребностей.

Обсуждение и заключения. Анализ научно-методических материалов показал дефицит исследований, определяющих особенности преподавания предмета «Физика» в школе для детей с нарушениями слуха. Вопросы реализации данных условий на практике составляют предмет для дальнейших исследований, проведения мониторингов и методической работы. Описание авторами условий реализации этого предмета может стать основой как для изучения качества преподавания естественно-научных дисциплин в образовательных организациях, реализующих ФАОП ООО (варианты 1.2; 2.2.1; 2.2.2) для обучающихся с нарушениями слуха, так и для разработки программ по повышению компетенций по реализации адаптированных программ у учителей-предметников.

Сохранить в закладках
Сущностно-содержательные характеристики понятия «исследовательское мышление учителя» и подходы к его изучению в отечественной и зарубежной науке (2025)
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Авторы: Халиуллина Лилия Ринатовна, Савина Надежда Николаевна

Введение. В настоящее время все большее внимание уделяется развитию когнитивных способностей учащихся. Когнитивные способности играют важную роль в различных сферах жизни, включая образование, профессиональную деятельность, спорт и даже повседневные задачи. Понимание сущности когнитивных способностей и их развитие необходимо для нашего личностного и профессионального роста. Одной из важнейших когнитивных способностей будущего учителя в настоящее время является исследовательское мышление. Статья посвящена изучению сущностных характеристик понятия «исследовательское мышление» учителя и хронологии его развития в отечественной и зарубежной педагогике.

Материалы и методы. Для решения поставленных цели и задач использовались такие основные методы теоретического исследования, как концептуальный анализ и синтез. Кроме того, применялся сравнительно-исторический анализ.

Результаты исследования. В статье обоснована актуальность широко ведущегося поиска новых возможностей повышения эффективности профессиональной деятельности учителя и особая значимость его исследовательского мышления в решении этой задачи, выделены признаки исследовательского мышления учителя, на основе которых сформулировано его авторское определение.

Обсуждение и заключения. Рассмотрены взгляды зарубежных и отечественных (российских) ученых, занимающихся изучением сущности данного понятия, выделены основные признаки исследовательского мышления учителей, специфические различия в подходах ученых к рассмотрению его содержания, дано авторское определение рассматриваемого понятия. Сформулированное авторами определение может оказать влияние на методологию исследований, способствуя уточнению и стандартизации понимания сущности исследовательского мышления в академической и научной среде, а также повлиять на разработку образовательных программ и методик его развития у студентов – будущих учителей.

Сохранить в закладках
Новая модель уровней высшего образования: принципы проектирования (2025)
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Авторы: Воронин Андрей Игоревич, Ришко Юрий Иванович, Саберов Рушан Анвярович, Фильченкова Ирина Федоровна

Введение. В современных реалиях система образования нуждается в трансформации с учетом задач развития национальной экономики. Целью данной статьи стало представление кейса Национального исследовательского технологического университета «МИСИС» по проектированию образовательных программ в рамках осуществления федерального пилотного проекта по апробации новой модели уровней высшего образования.

Материалы и методы. Проведен анализ существующих решений и позиций исследователей по вопросам модернизации высшего образования в Российской Федерации, использован синтез компетентностного, системно-деятельностного и средового подходов. Опираясь в ходе работы на концептуальные основы системного проектирования в сфере высшего образования, установлены принципы проектирования новой образовательной модели с учетом сложности и специфических особенностей образовательных систем.

Результаты исследования. На основе изучения опыта реализации двухуровневой системы образования в Российской Федерации были определены ключевые принципы разработки новой образовательной модели, представлена схема концептуального построения образовательной программы базового высшего образования и сформулированы ключевые условия ее реализации (персонализация обучения, поддержка лидеров, опора на центры создания фундаментального и прикладного знания, вовлечение работодателя). Разработка модели основана на персонифицированном подходе к обучению студентов.

Обсуждение и заключения. Статья может иметь научную ценность для представителей академического сообщества в качестве отправной точки серии педагогических исследований эффективности реализации принципов, заложенных в образовательную модель при ее проектировании. Также она может иметь практическую значимость для руководства высших учебных заведений при проектировании образовательных программ в условиях внедрения результатов пилотного проекта в массовую практику, для служащих федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за реализацию политики в области высшего образования в качестве теоретических и практических оснований для дальнейшего совершенствования системы высшего образования Российской Федерации.

Сохранить в закладках
Образовательная симуляция как инструмент проектирования персональной образовательной среды будущих педагогов (2025)
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Авторы: Катушенко Ольга Александровна, Арифулина Рамиля Умяровна

Введение. Целью цифровой трансформации является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью, в том числе посредством внедрения цифровых технологий. Цифровые технологии обладают огромным преобразующим потенциалом в сфере образования, являясь доминантами развития образования и приводя к качественным изменениям в этой сфере [2], то есть обладают неисчерпаемым потенциалом для персонализации образовательной среды во всех типах образовательных организаций. Один из актуальных цифровых инструментов – цифровые образовательные симуляции, которые позволяют обучающимся получать практические навыки и опыт в безопасной и контролируемой среде. Это особенно важно для профессиональной области, связанной с образованием, так как ошибки педагогических работников могут иметь серьезные последствия.

Материалы и методы. Рассматривается феномен образовательной симуляции, анализируется ее учебный и воспитательный потенциал. В работе применяются методы анализа научной литературы, анализа, обобщения и систематизации данных, тестирования и анкетирования.

Результаты исследования. Авторами определены и представлены основные тенденции развития образовательной симуляции, проанализирован образовательный потенциал симуляции в интерактивной и контекстуальной среде. Проведен сопоставительный анализ сценариев образовательной симуляции в соотношении с возможными индивидуальными образовательными результатами, которые будут сформированы у студентов. Подтверждена эффективность цифровых образовательных симуляций для повышения эффективности усвоения учебного материала будущими педагогами в рамках педагогического эксперимента на базе Мининского университета.

Обсуждение и заключения. С помощью симуляций можно повысить эффективность обучения, ускорить процесс освоения новых навыков и улучшить качество подготовки будущих педагогических работников. Кроме того, образовательные симуляции обеспечивают широкий спектр возможностей для повышения конкурентоспособности выпускника вуза. Образовательные симуляции могут быть использованы для повышения мотивации обучающихся, поскольку они предоставляют возможность практико-ориентированного формата изучения темы, который может быть более привлекательным, чем теоретическое изучение материала, а также способствовать формированию и развитию этических ориентиров организации взаимодействия с участниками образовательного процесса в щадящем режиме для дальнейшего переноса в ситуации очного взаимодействия.

Сохранить в закладках
Российская модель госпитальных школ (2025)
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Авторы: Долуев Иван Юрьевич

Введение. Статья посвящена раскрытию термина «госпитальная педагогика» и описанию современной реальности в вопросах обучения детей, нуждающихся в длительном лечении. В ходе исследования были проанализированы научные источники, опыт и выступления разработчиков концепции адаптивной школы, госпитальной школы, образовательно-реабилитационной среды с целью уточнения и описания российской модели госпитальной школы. Автор выделяет содержание понятия и его структуру, различия в региональных подходах при организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, а также перспективы развития и возможности распространения наиболее эффективных управленческих и педагогических практик.

Материалы и методы. В процессе исследования был проведен анализ научной литературы, данных официальной статистики, посвященных вопросу организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении. Систематизирован и обобщен практический опыт деятельности по созданию и реализации образовательно-реабилитационной среды обучения и воспитания в рамках деятельности проекта «УчимЗнаем» на базе флагманской площадки в городе Москве, а также по развитию системы сетевого взаимодействия 67 госпитальных школ субъектов Российской Федерации и ближнего зарубежья.

Результаты исследования. Определены подходы к пониманию термина «госпитальная педагогика», представлена модель госпитальной школы и ее структура, обобщены результаты деятельности проекта «УчимЗнаем» за десять лет реализации. Выявлены шесть ключевых блоков структурной модели российской госпитальной школы, которые необходимо учитывать при создании полноценной образовательно-реабилитационной среды для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Обсуждение и заключения. Проведенное исследование позволило выявить сущностные характеристики и особенности современного этапа развития госпитальной педагогики, определить сущность данного понятия как системообразующей педагогической категории и разработать ключевые подходы конструирования модели госпитальных школ с учетом исторического наследия и разного формата инноваций взаимодействия при реализации модели.

Сохранить в закладках
Диаграммы деятельности студентов «Бизнес-информатики»: исследование восприятия и дефектов при их создании (2025)
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Авторы: Дацун Наталья Николаевна

Введение. Успешное освоение методологии объектно ориентированного моделирования бизнес-процессов требует от обучающихся «Бизнес-информатики» значительных временных затрат и усилий в практической деятельности. Как студенты этой специальности воспринимают диаграммы деятельности языка UML? Почему созданные ими модели содержат дефекты, которые снижают качество диаграмм? Зависит ли количество дефектов модели от уровня образования ее автора? Может ли сложность моделей влиять на их качество? Цель исследования – найти ответы на эти актуальные вопросы, которые помогут скорректировать обучение бизнес-информатиков созданию диаграмм деятельности и направить его на развитие у них устойчивых профессиональных компетенций моделирования. Материалы и методы. Выполнен опрос обучающихся на дисциплинах объектно ориентированного анализа и проектирования о степени сложности восприятия диаграмм деятельности и перспектив их дальнейшего использования. Изучены ответы 363 респондентов. Педагогический эксперимент проведен на корпусе из 124 диаграмм деятельности, созданных студентами бакалавриата и магистратуры специальности «Бизнес-информатика» и близкой к ней. Выполнены классификация дефектов, поиск связи между количеством дефектов различных классов, а также между мерой сложности модели и количеством дефектов в ней. Использован статистический и корреляционный анализ, выполненный с помощью открытого программного обеспечения. Результаты исследования. Модели бизнес-процессов в целом не воспринимаются обучающимися как простые для создания и необходимые в практической деятельности. Однако будущие бизнес-аналитики планируют использовать их на практике в первую очередь. Не были подтверждены гипотезы о нормальности распределений выборок количества дефектов в моделях студентов бакалавриата и магистратуры, в том числе по классам дефектов, а также у выборок меры сложности этих диаграмм. Использована ранговая корреляция, которая показала существование статистической значимой положительной связи между количеством дефектов различных классов с учетом уровня образования авторов моделей, а также между количеством дефектов модели и ее сложностью. Обсуждение и заключения. Обработка данных опроса показала, что обучающиеся воспринимают диаграммы деятельности как непростой вид моделей, а бизнес-информатики понимают их важность в аналитической работе. Студенты бакалавриата и магистратуры испытывают похожие трудности при создании моделей бизнес-процессов. Выявлен элемент диаграмм деятельности, который является основным источником дефектов. Студенты магистратуры с образованием «Бакалавр бизнес-информатики» не смогли создать бездефектные модели, что свидетельствует о применении неверных шаблонов моделирования путем подмены понятий этапа анализа понятиями этапа проектирования информационной системы. Устранение в процессе обучения выявленных причин дефектов в диаграммах деятельности будет способствовать повышению качества последних и формированию соответствующих компетенций у студентов.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →