Архив статей журнала
Введение. Увеличение требований к профессионализму управленцев общеобразовательных школ в условиях стремительности и динамичности изменений влечет за собой усиление давления на их личностные структуры, что приводит к перенапряжению и профессиональному выгоранию администраторов, а в дальнейшем к ухудшению организационной среды школы. Обнаруживается противоречие между требуемой от руководителя школы мобилизацией энергетических, личностных ресурсов, профессиональных компетенций и наличием реальных внутренних резервов. Управленческая компетентность выступает основной среди профессиональных компетенций администраторов школ. В исследовании управленческие способности рассматриваются в рамках модели, предложенной М. Вудкоком и Д. Фрэнсисом. Целью исследования выступило определение наличия и характера влияния профессионального выгорания на управленческие способности руководителей общеобразовательных школ.
Материалы и методы. Выраженность профессионального выгорания руководителей школ изучалась с помощью опросника профессионального выгорания К. Маслач, управленческие способности измерялись при помощи методики «Анализ своих ограничений» М. Вудкока и Д. Фрэнсиса, теста Н. Холла «Эмоциональный интеллект». В исследовании участвовали 40 руководителей общеобразовательных сельских школ, из них 30 % – директора школ, 70 % – заместители директоров. Средний возраст участников исследования 43,5 года (стандартное отклонение SD=9,29). Стаж работы от 1 года до 39 лет. Результаты исследования. Результаты исследования показали, что общий уровень профессионального выгорания руководителей сельских школ находится в диапазоне средних значений, при этом высок уровень деперсонализации, что значимо отличает их от городских управленцев школ. Средние значения характерны для интегрального показателя и всех параметров управленческих способностей, а также большинства показателей эмоционального интеллекта администраторов сельских школ, при этом руководители наилучшим образом оценивают свой навык влияния на окружающих и управление эмоциями других, наихудшим – осознание собственных ценностей и управление собственными эмоциями. Профессиональное выгорание детерминирует реализацию управленческих способностей. Наибольшую роль в этом играет снижение чувства собственной профессиональной компетентности и продуктивности, потеря смысла в работе. В наибольшей степени профессиональное выгорание руководителей сельских школ препятствует внедрению и применению инноваций в управлении образовательной организацией.
Обсуждение и заключения. Руководители сельских школ поддерживают собственный эмоционально-энергетический баланс с помощью эмоциональной отстраненности и формализма в работе. Реализация ими управленческих функций базируется на навыке влияния, умении сопереживать и обучать. Ограничениями в их управленческой деятельности выступают размытые личные ценности, слабое новаторство и недостаточный навык саморегуляции. Профессиональное выгорание администраторов сельских школ ухудшает реализацию управленческих компетенций, прежде всего таких, как: творческий подход, навык влияния, руководства, организаторские способности и эмоциональный интеллект. Следовательно, профилактика выгорания и восстановительные психогигиенические мероприятия являются залогом продуктивности управленческой деятельности. Помимо обогащения эмоциональными ресурсами, важно поддерживать в администраторах школ уверенность в себе, фиксировать успехи, осуществлять мотивационные мероприятия, проводить качественную, современную и своевременную управленческую подготовку.
Введение. Актуальность исследования синдрома эмоционального выгорания связана с проблемой увеличения количества преподавателей вузов, страдающих эмоциональным и профессиональным выгоранием, проявляющимся в снижении производительности работы, негативном отношении к себе, к коллегам и организации, низком уровне субъективной удовлетворенности трудом, ухудшении физического здоровья и качества жизни. В статье анализируются теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых, а также психологические факторы сложной детерминации синдрома профессионального выгорания. Целью эмпирического исследования является выявление взаимосвязи показателей профессионального выгорания преподавателя вуза с проявлениями эмоционально-дезадаптационных характеристик.
Материалы и методы. Для решения обозначенных задач использовался комплекс методов научного исследования: теоретические: анализ философско-психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: батарея психодиагностических методик; статистические: количественный и качественный анализ экспериментального материала; математическая обработка данных, корреляционный анализ, интерпретация результатов. Эмпирическое исследование было проведено на выборке из 130 преподавателей российских вузов различных специальностей обоих полов, в возрасте от 40 до 75 лет, со стажем более 18 лет.
Результаты исследования. Экспериментально определены эмоционально-дезадаптационные признаки профессионального выгорания преподавателя вуза: низкий уровень адаптивности, негативное самоотношение, выраженная агрессивность, высокий уровень тревоги, низкая интернальность, внешнее давление, контроль, страх не оправдать ожидания коллег, студентов, высокий уровень эскапизма, а также развитая проникающая способность эмпатии.
Обсуждение и заключения. В результате проведенного теоретического анализа и экспериментальной проверки можно сделать вывод о том, что профессиональное выгорание преподавателей вузов проявляется в общей невротизации их личности. Решение проблемы профессионального выгорания преподавателей вузов связано с развитием их эмоциональной компетентности. Важно формировать устойчивость и способность адаптироваться к особенностям эмоционального выгорания, расширять способы эмоциональной саморегуляции, развивать позитивное отношение к себе и окружающим, принятие других, работать над внутренней стратегией поведения и не переоценивать мнение окружающих, фокусируясь на своем интересе и самореализации в профессиональной деятельности. Также важно изучать факторы, вызывающие агрессивность и тревогу, переключаться на отдых, при этом выбирая способы, не приводящие к избеганию проблем, регулировать уровень ответственности за результаты своей работы. Полученные результаты могут быть использованы психологами в образовательных учреждениях при разработке и проведении мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию эмоционального выгорания у преподавателей вузов.