Архив статей журнала
Введение: вопрос о субъектах гражданского судопроизводства является актуальным, поскольку от правильного определения процессуального статуса каждого участника зависит принятие законного и обоснованного судебного постановления. Отсутствие в законодательстве и теории гражданского процессуального права единого понятия для обозначения субъектов гражданского судопроизводства не способствует формированию единообразной практики рассмотрения и разрешения гражданских дел российскими судами. Цель - определить и обосновать оптимальное понятие для обозначения субъектов гражданских процессуальных правоотношений.
Методологическая основа: диалектический метод, формально-юридический и сравнительно-правовой методы, статистический метод.
Результаты: термин «участник» целесообразно применять к действительным участникам конкретного гражданского процессуального правоотношения в динамике при рассмотрении и разрешении судом индивидуального (коллективного) требования, то есть говорить об участниках гражданского судопроизводства допустимо, когда они взаимодействуют и проявляют процессуальную инициативу в судопроизводстве.
Выводы: главным признаком, позволяющим именовать суд, лиц, участвующих в деле, и лиц, содействующих осуществлению правосудия, участниками, выступает процессуальная инициатива, которая состоит в необходимости принятия определенного решения об осуществлении активного действия либо о воздержании от его совершения.
Введение: генетические модификации эмбрионов представляют собой одну из самых обсуждаемых тем, поскольку благодаря данной технологии возможно изменить генетическую информацию на этапе эмбрионального развития с целью предотвращения наследственных болезней, повышения качества жизни и даже улучшения определенных человеческих характеристик. Однако такие вмешательства вызывают множество правовых, этических и социальных дилемм. Цель - проанализировать существующие правовые нормы и подходы к генетическим модификациям эмбрионов в различных странах; определить основные этические и правовые дилеммы, возникающие в связи с генетическим редактированием эмбрионов; сравнить подходы к правовому регулированию генетических модификаций в США, Великобритании и Германии, выявив их сильные и слабые стороны. Методологическая основа: анализ научной литературы, законодательства и этических норм, качественные и количественные методы исследования. Результаты: разные страны имеют свои подходы к регулированию рассматриваемой технологии, что создает разнообразие правовых норм и этических стандартов. Рассмотрены основные технологии генетических модификаций эмбрионов (CRISPR-Cas9, TALENs, ZFNs), проанализированы сферы применения генетических модификаций эмбрионов (лечение наследственных заболеваний, улучшение здоровья, создание «дизайнерских» детей), а также основные принципы и нормы, касающиеся редактирования генов человека. Выводы: важно осознавать потенциальные негативные и положительные стороны применения таких технологий, чтобы сбалансировать их использование для развития репродуктивной медицины, прогресса в демографической области.
Введение: применение репродуктивных вспомогательных технологий связано с использованием биологического материала человека. Однако в законодательстве РФ не определен правовой режим указанных объектов, что означает наличие правовой неопределенности в отношении указанных объектов и возможности их участия в гражданском обороте. Отсутствие нормативно-правового регулирования неизбежно ведет к невозможности беспрепятственного осуществления гражданами своих прав и различным нарушениям, поэтому необходимо определить место указанного материала в рамках гражданских правоотношений. Цель - рассмотреть основные научные точки зрения относительно правового режима репродуктивного материала и проанализировать законодательство. Методологическая основа: анализ и синтез научной литературы и логико-юридический сравнительно-правовой методы исследования. Результаты: репродуктивный материал нельзя отнести к вещно-правовой категории и распространить на него режим права собственности. Выводы: репродуктивный материал необходимо рассматривать как продолжение тела человека, а любое посягательство на него или причинение вреда - как нанесение вреда здоровью.