Архив статей журнала
общественной жизни в России, что во многом определило и вектор дальнейшего развития художественной культуры. Именно художественная культура является той областью, которая отражает и переосмысливает трансформационные и кризисные явления в любом государстве. Актуальность исследования обуславливается признанием государственной культурной политики в качестве неотъемлемой части стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Несомненно, художественная жизнь требует тщательного изучения с целью анализа государственной культурной политики и реализации исторической действительности в этнокультурной составляющей. Новизна исследования в том, что впервые проблема, выявляющая региональные особенности художественной культуры, освещается с привлечением массива архивных документов и материалов периодической печати Северной Осетии. Обращение к относительно прошлому периоду позволяет определить и сформулировать ключевые проблемы, а также задачи, имеющие релевантность в современном обществе для своевременного решения.
Материалы и методы. В данной статье, на основе архивных документов и материалов периодической печати, рассматривается художественная жизнь Республики Северная Осетия-Алания в период с 1991 по 2001 гг. через призму региональной специфики общероссийских процессов. Применяя ретроспективный и историко-сравнительный методы, автор выявил основные направления художественной жизни республики, а также обнаружил ключевые проблемы, которые препятствовали её качественному развитию в регионе.
Анализ. Исторически, в разные периоды, органы государственной власти использовали художественную культуру с целью формирования приоритетных ценностно-нравственных ориентиров. Культурная политика и художественная жизнь в СССР отличались преимущественным влиянием государственного сектора. С распадом СССР прежние механизмы регулирования культурной и других сфер жизнедеятельности были разрушены. Перед новым российским государством стояла задача – создание и формирование обновленных культурных, моральных, нравственных ценностей как в целом по стране, так и в полиэтнических и поликонфессиональных регионах. Северная Осетия-Алания – многонациональная республика, поэтому приоритетной задачей в сфере культуры являлась необходимость в сохранении и развитии устоев традиционных культурных ценностей. Художественная жизнь как функционирование системы художественной культуры, включающая в себя различные виды деятельности по производству, распространению, усвоению художественных ценностей, является одной из ключевых составляющих в становлении современного российского государства и общества.
Результаты. В результате исследования автор пришел к выводу, что развитие культуры в изучаемый период носило стихийный и противоречивый характер, а художественная жизнь оказалась уязвимой в условиях социально-экономических и политических изменений в стране.
Введение. В статье рассматриваются предыстория, причины и начальный этап грузино-осетинского конфликта, завязанные на агрессивной и националистической политике властей Грузинской демократической республики в период независимости – 1918–1921 гг.
Материалы и методы. Исследование проведено на базе анализа российских, грузинских и осетинских источников разного формата, в том числе делопроизводственного характера и личного происхождения. В первую очередь, следует выделить воспоминания и речи крупных политических и военных деятелей рассматриваемой эпохи – Н. Жордания, В. Джугели, Г. Квинитадзе, Ф. Махарадзе. Посредством применения историко-сравнительного и ретроспективного методов научного исследования удалось выстроить цельную картину происходившего в рассматриваемый период.
Анализ. Грузинский диктат достаточно быстро привел к росту антигрузинских настроений среди жителей Южной Осетии и последовавшим затем выступлениям против грузинских властей. Тогда как последние занесли осетин в статус предателей и организовали беспрецедентную по жестокости и размаху карательную экспедицию 1920 г. В статье подробно отслеживается ход операции, бои с осетинскими повстанцами, перечисляются репрессивные действия грузинских вооруженных сил на территории Южной Осетии, в особенности, отрядов Народной гвардии во главе с печально знаменитым руководителем Валико Джугели, который не препятствовал даже показательным убийствам местных осетин. Поэтому данную экспедицию можно однозначно оценить как этническую чистку, в ходе которой практически все население Южной Осетии вынуждено было бежать через горы на территорию Северной Осетии.
Результаты. Именно трагические события 1920 г. стали базисным этапом в периодизации грузино-осетинского конфликта, отголоски которого мы наблюдаем и в XXI веке.
Введение. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы связана с уточнением степени влияния идей и практик Фридриха II Великого на Павла I в государственной политике, в частности в проведении ряда реформ. Такое исследование способствует переосмыслению истории российского самодержавия не только в XVIII веке, но и в общей истории России.
Материалы и методы. Исследование проводилось на основе принципов объективности, историзма и системного подхода. Кроме того, были использованы общенаучные методы анализа и синтеза информации, методы дедукции и индукции, а также историко-сравнительный метод.
Анализ. Говоря о влиянии прусского короля Фридриха II, как правило, упоминают военную реформу Павла I и введение прусских порядков в российскую армию. Однако, представляется, что опыт Пруссии времен Фридриха Великого использовался и в других преобразованиях Павла I, в том числе в судебно-правовой реформе, так как российский император считал прусскую модель государственного устройства актуальной для России. Построение государства по типу Пруссии требовало инноваций в разных сферах; при их проведении большую роль сыграли мировоззренческие установки и политический дискурс XVIII века. Для выявления идей и практик Фридриха II Прусского в судебно-правовой области были использованы оригинальные работы на немецком языке, демонстрирующие ключевые положения реформы прусского короля. Судебно-правовая реформа Павла I отражена в ряде работ отечественных историков, однако в них не проводится детальное сопоставление аспектов реформы в Пруссии и России. К фактам, демонстрирующих сходство проводимых преобразований, можно отнести отмену пыток и телесных наказаний, реструктуризацию и централизацию органов судебного управления, унификацию и создание нового законодательства.
Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что судебноправовые реформы обуславливались влиянием Просвещенного абсолютизма и были направлены на преодоление судебного произвола и реализацию гуманистических идей.
Введение. Социокультурное многообразие Северного Кавказа поставило перед Российским государством задачу по поиску наиболее эффективной модели управления регионом и разработке оптимальных правил будущего устройства края. Внедряемая административно-судебная система в наибольшей мере должна была учитывать реалии во взаимоотношениях российских властей и автохтонных народов Кавказа, тем самым содействуя налаживанию отношений в условиях постепенного угасания вооруженного противостояния. В этой связи статья повествует о становлении российской системы административно-судебного регулирования на Кавказе в 60-е годы XIX века и особенностях регионального воплощения внедряемых преобразований.
Материалы и методы. Источниковую базу настоящего исследования составили архивные материалы и опубликованные источники, относящиеся к различным этапам исследуемого периода. Важное значение также имели материалы, представленные в таких крупнейших изданиях как «Полное собрание законов Российской империи» и «Акты, собранные Кавказской Археологической комиссией». В качестве приемов историко-политического исследования применялись принципы научности и историзма, а также использовались такие научные методы как историко-системный, историко-сравнительный и дескриптивный, позволившие более глубоко понять исторические процессы, протекавшие на Северном Кавказе в рассматриваемый период.
Анализ. Обзор законодательной базы, устанавливающей Функционирование военно-народной системы управления, свидетельствует об исключительности данной системы. Так, военная система управления, действовавшая на территории Дагестанской, Терской и Кубанской областей на всех своих уровнях обладала широким кругом полномочий, предоставлявшим права в области осуществления контроля над системой судопроизводства, использования войск, задержания и административной высылки представителей коренных народов. Наряду с этим, недостаточно четкие формулировки, определяющие порядок осуществления данных полномочий, а также отсутствие структур, позволяющих осуществлять независимый контроль, усиливали вероятность злоупотреблений должностными лицами системы военно-народного управления своих служебных обязанностей.
Результаты. Формирование системы военно-народного управления на Северном Кавказе позволило успешно реализовать все стоящие перед российской администрацией задачи в рассматриваемый период. Кроме того, далось ликвидировать угрозу повторения войны, существовавшую в регионе после победы над имаматом.
Введение. Оценки ряда известных экономистов и историков относительно реализуемой в 1950-е гг. научно-технической политики прямо противоположны. Часть авторов оценивает этот период в качестве подлинного расцвета, другие утверждают, что уже в 1950-е гг. проявилась неспособность страны к преодолению научно-технического отставания от ведущих западных стран. Актуальность публикации определяется необходимостью аккумуляции всего позитивного из исторического опыта с целью обретения технологического суверенитета. Целью исследования является анализ сообщений, направленных руководству страны представителями части советской научной элиты и руководителей отдельных ведомств, отражающих состояние вычислительной техники в СССР к середине 1950-х гг. Новизна публикации состоит в изучении на основе впервые введенных в научный оборот документов, позволяющих глубже и достовернее исследовать проблему эволюции государственной политики в сфере развития вычислительной техники в 1950-е гг.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе ставших доступными в настоящее время, ранее засекреченных документов, включающих направленные в ЦК КПСС докладные записки, отчеты ведущих ученых, чиновников, ответственных за научно-техническое развитие страны и др. Методологической базой исследования стала теория модернизации.
Анализ. В изученных документах содержатся в высшей степени значимые данные о состоянии развития вычислительной техники и отражено стремление авторов убедить руководителей страны изменить приоритеты, формы организации научно-исследовательской деятельности, преодолеть ведомственный подход.
Результаты. В итоге формулируется вывод о том, что ведущие специалисты крайне негативно оценивали состояние дел в этой сфере. В качестве аргументов, которые способно было оценить руководство страны приводились данные о положении в США в этой области. Прогнозировалось нарастающее отставание в случае неприятия мер.