На проведенных 1 ноября 2021 г. в ЮАР местных выборах депутатов законодательных и муниципальных собраний всех уровней во всех провинциях страны правящий Африканский национальный конгресс (АНК) впервые в 27-летней истории постапартеидной демократии не сумел получить поддержку большинства избирателей (46% голосов). На местном, муниципальном, уровне власти наиболее наглядно проявляется коррупционное разложение и криминально-клановое перерождение аппарата правящей партии, «материализующееся» в бесхозяйственности, деградации инфраструктуры, кризисе энерго- и водоснабжения, дефиците расхищенных средств на общественные нужды, пренебрежении жизнью, здоровьем, безопасностью сограждан, предельно низком качестве различных общественных служб и услуг, росте бедности и безработицы. Несмотря на потери и очевидное разочарование избирателей, снижающуюся поддержку от выборов к выборам, провал практически всех программ экономического и инновационного развития, АНК пока остается ведущей политической силой в стране. Основная оппозиционная партия — Демократический альянс — сохранила большинство в Кейптауне, в других крупных центрах предстоит формирование коалиций. Правящая партия потеряла большинство в крупных мегаполисах, сохраняя преимущество в основном в малых городах и сельских районах. Очевидный вотум недоверия избирателей делает проблематичным сохранение АНК парламентского большинства на предстоящих общенациональных выборах 2024 г., тем более, что партия глубоко погрязла в межфракционных и коррупционных скандалах и склоках и не демонстрирует способности к консолидации и самоочищению.
Нефтеэкспортирующие страны, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), стоят перед проблемой восстановления и стабилизации национальных экономик от последствий пандемии COVID-19. В ССАГПЗ уже давно осуществляемые стратегии экономической диверсификации в сторону повышения доли ненефтяных источников государственных доходов и образования ВВП должны получить новый импульс в их реализации. Пандемия COVID-19 усилила воздействие на экономики стран ССАГПЗ ряда глобальных факторов, таких как колебания на мировом рынке нефти, борьба изменениями климата, внедрение энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии, препятствия для роста секторов, важных для ненефтяной диверсификации стран ССАГПЗ, таких как туризм, авиация, коммерческая деятельность (выставки, ярмарки и другие ее формы), авиация. Стратегии восстановления экономик стран ССАГПЗ должны сочетать как участие в борьбе за стабилизацию рынка нефти и цен на нефть, так и решительное ускорение диверсификации финансов и экономических структур.
В статье анализируются важные экономические и социальные изменения, произошедшие в Ливане с начала XXI в. по настоящее время. В своих выводах автор опирается на большой фактический материал, который однозначно указывает на ускорение кризиса в этом ближневосточном государстве как в экономике и финансах, так и в социальной сфере. В статье прослеживается прямая связь между экономическим банкротством страны, снижением уровня жизни ливанцев и ростом напряженности в обществе. Опросы показывают, что растет число людей, желающих отмены конфессиональной системы управления и превращения Ливана в современное светское государство. Такие требования резко возросли после катастрофического взрыва селитры в порту Бейрута 4 августа 2020 г., уничтожившего сам порт и половину столицы. Кризис в стране обнажил главные причины деградации всех политических и социальных отношений: коррупцию и некомпетентность властей. Автор приводит свои прогнозы путей возрождения экономического и социального развития Ливана.