Нефтеэкспортирующие страны, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), стоят перед проблемой восстановления и стабилизации национальных экономик от последствий пандемии COVID-19. В ССАГПЗ уже давно осуществляемые стратегии экономической диверсификации в сторону повышения доли ненефтяных источников государственных доходов и образования ВВП должны получить новый импульс в их реализации. Пандемия COVID-19 усилила воздействие на экономики стран ССАГПЗ ряда глобальных факторов, таких как колебания на мировом рынке нефти, борьба изменениями климата, внедрение энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии, препятствия для роста секторов, важных для ненефтяной диверсификации стран ССАГПЗ, таких как туризм, авиация, коммерческая деятельность (выставки, ярмарки и другие ее формы), авиация. Стратегии восстановления экономик стран ССАГПЗ должны сочетать как участие в борьбе за стабилизацию рынка нефти и цен на нефть, так и решительное ускорение диверсификации финансов и экономических структур.
В рамках восстановления и стабилизации национальных экономик от последствий пандемии COVID-19 нефтеэкспортирующие страны — члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) — восстанавливают основные параметры экономического роста и диверсификации хозяйства в новых условиях 2021–2022 гг., также отличающихся нестабильными характеристиками состояния мировой экономики. В данном материале экономические проблемы стран ССАГПЗ рассматриваются по состоянию на четвертый квартал 2022 г. Среди факторов нестабильности, оказывающих воздействие на экономическое положение в аравийских монархиях, прежде всего неоднозначные тенденции мирового экономического роста и проблемы неустойчивой конъюнктуры мирового рынка нефти. В этой связи страны ССАГПЗ стремятся найти внутренние резервы экономической и финансовой диверсификации, одновременно учитывая внешнеэкономические доминанты.
В статье анализируются важные экономические и социальные изменения, произошедшие в Ливане с начала XXI в. по настоящее время. В своих выводах автор опирается на большой фактический материал, который однозначно указывает на ускорение кризиса в этом ближневосточном государстве как в экономике и финансах, так и в социальной сфере. В статье прослеживается прямая связь между экономическим банкротством страны, снижением уровня жизни ливанцев и ростом напряженности в обществе. Опросы показывают, что растет число людей, желающих отмены конфессиональной системы управления и превращения Ливана в современное светское государство. Такие требования резко возросли после катастрофического взрыва селитры в порту Бейрута 4 августа 2020 г., уничтожившего сам порт и половину столицы. Кризис в стране обнажил главные причины деградации всех политических и социальных отношений: коррупцию и некомпетентность властей. Автор приводит свои прогнозы путей возрождения экономического и социального развития Ливана.