Выявляются возможности межпоколенческого трансфера коммуникативно-культурной памяти в периферийной России с учетом потенциала местных медиа. Исследование реализовано с опорой на социокультурный подход, позволивший выявить ресурсные коммуникативные практики трансфера коммуникативно-культурной памяти медиапоколений. В процессе достижения цели использованы эмпирические методы исследования: количественный и качественный анализ 1 281 медиатекста с помощью сервиса Popsters и метода контентанализа. Изучение пабликов социальной сети ВКонтакте, ориентированных на местную аудиторию, помогло выявить коммуникативные практики (стратегии, тактики, смыслы-символы), обеспечивающие трансфер коммуникативно-культурной памяти в условиях ограниченных медиапредложений российской медийно-периферийной территории, и определить любительскую журналистику как основной ресурс трансфера коммуникативно-культурной памяти в данном исследовательском кейсе.
Рассматривается Сибирское отделение Российской академии наук в СМИ в 2020–2024 гг.: оценивается динамика количества публикаций, уровень СМИ, в которых вышли тексты, рассматриваются и категоризируются информационные поводы с наибольшим охватом. Присутствие сибирских научных организаций в медиаполе изучено фрагментарно. В ходе анализа зафиксирован рост числа публикаций, что соответствует общей динамике. Более 30 % из них вышли в федеральных СМИ, это демонстрирует их интерес к региональной науке. Тематика публикаций с наибольшим охватом сосредоточена на результатах научных работ и научной политике: организации представлены в СМИ не только как создатели новых знаний и технологий, но и как важный элемент государственной политики.
Автор статьи раскрывает сущность медиаправовой грамотности. На основе результатов анкетирования работников местных СМИ и опроса студентов-журналистов обосновывается актуальность формирования медиаправовой грамотности журналиста, рассматриваются инструменты ее формирования, обосновывается значимость применения эффективных образовательных технологий для актуализации дисциплины «Правовое регулирование медиа». Будучи профессиональной компетенцией журналистов, медиаправовая грамотность отражает общий профессиональный уровень журналиста. Результаты исследования показали, что большинство опрошенных журналистов в процессе профессиональной деятельности регулярно сталкиваются с юридическими вопросами, требующими знаний в области медиаправа. Общение студентов и профессиональных журналистов оказалось взаимовыгодным. Журналисты получили возможность посмотреть на привычную работу со стороны, а студенты – осмыслить полученный опыт и актуализировать процесс получения медиаправовых знаний.