Целью статьи является обзор докладов, выводов и вопросов III Международной научной конференции «Святая Земля: факты, мифы, мечты (из ХІХ столетия — в ХХІ)», состоявшейся на базе Тюменского государственного университета 14 ноября 2024 г. и организованной в рамках научного проекта № 24-28-01063 «Провинциальное паломничество на Святую Землю: база данных, исследование, библиографический указатель», финансируемого Российским научным фондом. Данная конференция, ставшая третьей по счету в 2024 г., продолжила традицию междисциплинарного изучения Святой земли. С 2020 г., выступая в качестве научной площадки, аккумулировала ключевые направления современных исследований о Святой земле в разных аспектах. Святая земля как хронотоп в литературе и документах, как пространство деятельности Русской духовной миссии и ИППО, как объект иеротопии и как территория современных израильско-палестинских отношений. В рамках конференции выступили более двадцати участников из России, Беларуси и США. Были представлены исследования в области истории, филологии, культурологии, политологии, иеротопии, иудаики и израилеведения, которые взаимодополняли друг друга, способствовали комплексному осмыслению темы Святой земли в религиозной, культурной и исторической перспективах и расширили методологические горизонты изучения. Наиболее масштабной стала дискуссионная панель «Святая Земля в русской литературе и паломнических текстах», в докладах которой подчеркивалась важность культурно-исторического подхода. Панель «Иерусалим в истории и культуре: образы, символы и художественные интерпретации», в отличие от первой, сосредоточенной на русских паломниках и источниках, делала акцент на международных, кросскультурных и исторических трансформациях Иерусалима. Она объединила доклады по теме истории символа в мировой культуре с использованием различных научных подходов. Также были представлены две дискуссионные площадки об истории и личностях Русской духовной миссии в период с XIX по XX вв. В заключение конференции был проведен круглый стол «Паломнические практики рубежа веков: экономика, транспорт и повседневность», на котором участниками были актуализированы такие вопросы, как портретирование паломника; сохранность документов в регионах; тенденции изменения паломничества, связанные с развитием социокультурных и экономических условий; роль транспорта в изменении традиционных представлений о паломничестве. Конференция подтвердила устойчивую тенденцию к углублению междисциплинарного диалога и расширению нарративного спектра в изучении Святой земли.
Паломничество членов Российского императорского Дома Романовых (великих князей Сергея Александровича, Павла Александровича и Константина Константиновича) в Палестину в 1881 г. привело к созданию Императорского православного палестинского общества и оказало огромное влияние на всю дальнейшую историю русского присутствия на Ближнем Востоке. Общество возглавил великий князь Сергей Александрович. Впервые публикуется дневник, который во время поездки вел сопровождавший августейших особ офицер Генерального штаба М. П. Степанов, занимавший должность состоящего при великом князе Сергее Александровиче. Документ хранится в Архиве внешней политики Российской империи, в фонде Императорского православного палестинского общества. В дневнике характеризуется пребывание представителей русской царствующей династии в Иерусалиме, участие в православных богослужениях, подробно описываются поездки в Вифлеем и на реку Иордан. Даются характеристики многочисленных православных святынь и иных достопримечательностей Палестины, в некоторых случаях делаются экскурсы в историю. Упоминаются контакты с крупными церковными деятелями: предстоятелем Иерусалимской православной церкви патриархом Иерофеем, представителями высшего духовенства Иерусалимской церкви митрополитом вифлеемским Анфимом и архиепископом Иорданским Епифанием, а также иерусалимским патриархом Армянской апостольской церкви Исайей IV, начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином. Кроме того, уделяется внимание контактам с представителями светских властей Османской империи — генерал-адъютантом султана Абд ал-Хамида II Ризой-пашой, губернатором Иерусалима Рауфом-пашой. Дневник М. П. Степанова представляет собой уникальный исторический документ, описывающий особо значимую веху в истории русско-палестинских связей и православного паломничества на Ближний Восток.