В статье эксплицируется социально-философский аспект в изучении семейной медиации. Для этого используется концепт «автономность семейного микросоциума». Тем самым изучение микросоциума в эпистемологическом поле смещается из области социологии в сторону социальной философии. Проводится мысль о том, что благодаря своей автономности семья остается традиционным устойчивым социокультурным институтом, который имеет свои собственные закономерности функционирования и развития. Семейная автономия имеет ценностный характер, в основе ее лежит ценностно-смысловая нравственная реальность брака, предполагающая конфликтные ситуации в основном на почве так называемого «несходства характеров». К различным признакам семейной автономии предлагается добавить признак необходимости специфической медиации, которая сохраняет целостность семейного микросоциума, его автономность. В то же время подчеркивается важность формы медиации, направленной на регулирования баланса личностных автономий в семье. Подчеркивается значимость диалога личностей в процессе семейной медиации, поскольку диалог формирует автономию семейного микросоциума.
Предметом исследования являются социальные аспекты концепции устойчивого развития. Главный принцип концепции устойчивого развития заключается в том, что долгосрочное развитие человечества должно отвечать потребностям нынешнего поколения, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности. Реализация концепции устойчивого развития широко признается мировым сообществом как единственная альтернатива обществу потребления, которое ставит цивилизацию на грань экологической катастрофы. Экологический коллапс может привести к глобальному экономическому кризису, политическим революциям и войнам, которые поставят под угрозу само существование человеческой цивилизации. Несмотря на гуманистический характер основополагающего принципа устойчивого развития, социальные аспекты устойчивого развития представляют собой наименее разработанное направление концепции. Цель исследования заключается в выявлении наиболее существенных факторов социоприродной динамики, обеспечивающих возможность устойчивого развития человечества. Рассмотрено влияние демографического перехода и урбанизации на уровень экологической нагрузки. Предложено решение проблемы техно-гуманитарного баланса для обеспечения качественного перехода к коэволюции человека и природы. Сформулированы требования к системе ценностей, способной обеспечить реализацию концепции устойчивого развития. Мера социоприродной устойчивости представляет собой единство количественного и качественного аспектов. Количественный аспект устойчивого развития выражается в стабилизации численности населения Земли в результате демографического перехода и снижении удельной экологической нагрузки за счет положительного эффекта масштаба в результате урбанизации. Качественный аспект устойчивого развития предполагает изменение системы идеалов и ценностей. Для обеспечения устойчивого развития социально-гуманитарное осмысление инноваций и переход к постматериальным ценностям должны опережать технический прогресс и истощение природных ресурсов.
В статье на основе концепта неправа Гегеля рассматривается проблема оснований правового нигилизма как со стороны гражданского общества, так и со стороны субъекта правотворчества. Раскрывается противоречие между формально выражаемой в позитивном законодательстве всеобщей волей общества и волей правящих групп, реализующих с помощью закона свои особенные интересы. Обосновывается идея того, что несоответствие всеобщей воли общества и реализация ее в позитивном законодательстве будет всегда основанием в для правового нигилизма в классовом обществе.
В статье с позиции социальной философии рассматривается содержательная трансформация идей утопистов в условиях современного мира. Изучаются наиболее значимые теоретические работы и анализируются исследовательские подходы, позволяющие дать интегральное понимание интеллектуальной истории. Проанализирована сущность социальных идей утопистов. Обозначены новые принципы социального устройства с учетом преемственности классических ментальных конструктов. Определена роль экологического аспекта для актуальных мировых реалий. Обоснованы такие сущностные признаки современного социума, как универсализм, тотальная рационализация, статичность, регламентация. Показаны изменения, которые содержательно претерпели идеи утопистов. В заключение работы подводятся итоги исследования.
Автор анализирует коммуникативность как совокупность условий и предпосылок успешной коммуникации работника социальной сферы. Утверждается, что социальная сфера связана с особым профилем коммуникативной компетентности, который в максимальной степени ориентирован на взаимоотношения «человек - человек», что требует соответствующих черт характера личности и образования. Выявлено, что повседневная социальность представляет собой особую форму общения, органично сочетающую в себе общественные, культурные и человеческие компоненты. Выделяются такие основополагающие ценности как гуманизм и толерантность применительно в сфере повседневной социальности. Показаны особенности толерантности в межличностном диалоге российского общества с учетом диалогизмов отечественной культуры.
Специфика ситуации в современном обществе порождает необходимость обновления межкультурной политики, которая может служить ответом на вызовы этнического разнообразия. Рассматривается потенциал межкультурной политики для повышения устойчивости в условиях изменений в гражданских сообществах. Решение данной проблемы укажет на ключевую роль, которую такая межкультурная политика должна играть в условиях гражданского общества в воспитании и интеграции граждан, проживающих в интернациональной среде. Делается вывод о том, что неформальная межкультурная политика, основанная на межкультурной коммуникации (диалоге), не только укрепляет связи между различными культурами, но и способствует сохранению и развитию этнокультур в условиях глобализационных процессов. Реализация ключевых идей статьи важна для решения многих задач этнокультурного развития.