В статье проводится анализ эмпирического материала, полученного от различных пенитенциарных учреждений территориальных органов ФСИН России, где проводилось изучение криминологической характеристики осужденных, отбывающих наказание за совершение должностных и коррупционных преступлений. В процессе исследования применялись системно-структурный и статистический методы исследования, в результате чего были определены особенности уголовно-правовой характеристики совершенного деяния. Рассматриваются показатели соотношения тяжести преступления, срока отбывания наказания, форм соучастия. Также уделяется внимание наличию или отсутствию назначенного дополнительного наказания. Проанализированы основания для освобождения от наказания исследуемой категории осужденных. При этом в качестве отдельных групп рассматриваются осужденные мужчины и женщины, а также проводится сравнение с общим количеством осужденных. В выводах отмечается необходимость более глубокого изучения данных характеристик.
Автором проанализированы статистические сведения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации об основных социально-демографических и некоторых уголовно-правовых признаках (в контексте наказания) осужденных по частям 4 и 6 статьи 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека) за период с 2015 по 2022 год (статистические данные за 2023 год отсутствуют). На основе полученных выводов формулируются теоретические положения, расширяющие и актуализирующие имеющиеся научные знания о личности преступника, совершившего преступление, ответственность за которое предусмотрена частями 4 и 6 статьи 264 УК РФ. Автором проведен актуальный анализ основных социально-демографических и некоторых уголовно-правовых признаков (в контексте наказания) осужденных за преступления, предусмотренные частями 4 и 6 статьи 264 УК РФ, что позволяет актуализировать криминологический портрет личности преступника, совершившего преступление, связанное с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта. Автором проведен сравнительный анализ осужденных по исследуемой статье исходя из данных, полученных автором в ранее опубликованном исследовании в июне 2020 года, с актуальными данными, в том числе в вопросе избираемой меры ответственности к осужденным.