Архив статей

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: РАЧКОВСКАЯ НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА

Цель статьи заключается в том, чтобы обосновать и представить программу воспитания у подростков сознательного и ответственного отношения к предстоящей семейной жизни в воспитательном процессе школы с учётом современного социокультурного контекста. Выпускник школы должен обладать высоким уровнем духовно-нравственной культуры, ценностного отношения к семье, знать правила и законы семейной жизни, быть готовым к ответственному родительству. В статье раскрыты теория и практика организации воспитательного процесса в общеобразовательной школе в аспекте приобщения старшеклассников к семейным ценностям.

Методология и методы исследования. Методологическую базу исследования составили основные положения аксиологического, системного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, сочетание которых создаёт продуктивную основу для разработки программы приобщения подростков к традиционным духовно-нравственным ценностям российского общества. В исследовании использовались методы изучения научной литературы, баз данных, публикаций в средствах массовой информации (контент-анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, систематизация); прогностические методы (проектирование и схематизация); эмпирические методы (системный анализ аксиологических характеристик воспитательного процесса в школе, анкетирование, опрос); математическая обработка полученных данных.

Результаты. Анализ современной социокультурной ситуации, психолого-педагогической литературы и воспитательной практики показывает, что старшеклассники в образовательном процессе должны приобщаться к таким традиционным духовно-нравственным ценностям, как семья, материнство и отцовство, семейные традиции, уважение, доверие, любовь, поддержка, ответственность и честность. Это обуславливает необходимость разработки программы воспитания у подростков культуры семейных отношений. Воспитательный контент данной программы группируется вокруг следующих аксиологических матриц: семья и её социальная роль, молодая семья, родительство, культура семейных взаимоотношений, семейная и социальная политика государства. В процессе реализации программы целесообразно использовать различные методы: метод проблемного изложения, метод проектов, исследовательский метод; а также метод сопереживания ситуаций, ролевую игру, тренинг и др.

Теоретическая и/или практическая значимость. Определение аксиологических основ воспитания у подростков культуры семейных отношений обеспечивает приращение знаний в области социокультурного и организационно-педагогического потенциала общеобразовательной школы в аспекте трансляции семейных ценностей и подготовки молодёжи к семейной жизни. Полученные в исследовании теоретические выводы и обобщения создают основу для дальнейшего изучения способов приобщения школьников к ценности семьи и культуре семейных отношений. Практическая значимость исследования заключается в воспитании у подрастающего поколения ценностного отношения к семье, а также подготовке старшеклассников к предстоящей семейной жизни, что важно для успешной социализации подрастающего поколения. Представленная программа позволит сформировать у подростков устойчивую систему ценностных ориентиров, основанную на традиционных представлениях и способствующую социально-культурному развитию общества.

Выводы. Педагогическая аксиология во главу угла ставит способность человека к активному и сознательному преобразованию мира и самого себя в соответствии с нравственными ценностями и моральными императивами. Аксиологический подход позволяет осмыслить обучение в школе как процесс усвоения подростком традиционных духовно-нравственных ценностей, к которым относится ценность семьи, инициирующая личностное преображение старшеклассника в соответствии с нравственным идеалом. Цель этого преображения - дальнейшая объективация духовно-нравственных ценностей в предстоящей жизни. В связи с чем в воспитательном процессе школы должны быть созданы условия для приобщения старшеклассников к семейным ценностям, таким как уважение, доверие, любовь, поддержка, культура материнства и отцовства.

Сохранить в закладках
ЛИЧНОСТНО-СОЗИДАЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: АГАРЁВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА, ГОРЛОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

Цель научной статьи состоит в описании сущности и особенностей личностно-созидающей стратегии взаимодействия педагогов образовательных комплексов с семьями обучающихся, которые направлены на достижение более высоких образовательных результатов.

Методология и методы исследования. В исследовании применялись личностно-ориентированные подходы; методы сравнительного анализа, метод опроса родителей учащихся, беседы с педагогическими работниками для выявления степени их взаимодействия с семьями обучающихся в рамках образовательных комплексов.

Результаты исследования продемонстрировали, что личностно-ориентированный подход должен уступить место личностно-созидающей стратегии образования, направленной на взаимодействие педагогического коллектива образовательного комплекса с семьями учеников, т. к. данное сотрудничество способствует повышению уровня вовлечённости родителей в образовательный процесс. Личностно-ориентированный подход (парадигма) предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, а значит, реализацию индивидуального подхода, что затрудняет процесс персонального развития личности и её социализации в едином образовательном процессе воспитания и обучения в рамках преемственности образовательных программ. В ходе исследования установлено, что личностно-созидающая стратегия улучшает процесс коммуникации педагогов с семьями учащихся и положительно влияет на академическую успеваемость и социализацию школьников. Результаты анкетирования позволили определить повышение процента удовлетворённости родителей образовательным процессом, увеличение доли активных семей в жизни школы.

Научная новизна, теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна состоит в описании личностно-созидающей стратегии взаимодействия педагогических коллективов образовательных комплексов с семьями учащихся, которая адаптирует инновационные подходы и психолого-педагогические практики к современным условиям. Теоретическое значение данного исследования состоит в расширении представлений о процессе взаимодействия общеобразовательных комплексов с семьями учащихся, начиная с дошкольного возраста, что на данном этапе способствует разработке современных моделей и инновационных подходов в рассматриваемой сфере. Практическая значимость исследования состоит в использовании полученных данных для разработки преемственных программ взаимодействия педагогов с родителями воспитанников дошкольных отделений и учащихся. Полученные результаты могут являться основой для разработки методических рекомендаций по совершенствованию процесса взаимодействия педагогического коллектива с семьями учащихся.

Выводы. В процессе исследования определено, что рассматриваемая в научной статье личностно-созидающая стратегия взаимодействия педагогов с родителями обучающихся способствует улучшению процесса коммуникации, что в данном случае положительно влияет на академическую успешность учащихся, она создаёт эмоционально-комфортную среду в образовательном комплексе.

Сохранить в закладках