Архив статей

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ХОДЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ БЕСЕД (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: КИПРЕЕВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, ЖУЛАНОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

Цель статьи заключается в рассмотрении проблем и специфики применения метода индивидуальной воспитательной беседы в формировании духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел России.

Методология и/или методы исследования. Методологической основой исследования выступают аксиологический и диалогический подходы. В статье приводятся результаты опроса российских полицейских об особенностях индивидуальных воспитательных бесед, направленных на формирование морально-нравственных ценностей. В качестве дополнительных методов нами были взяты: педагогическое наблюдение, групповая и индивидуальная беседа, опрос. Педагогическое наблюдение за (внешними, вербальными и невербальными) проявлениями ценностной системы воспитуемого (репликами, взглядами) позволило выявить формы проявления взглядов воспитуемых и их мировоззрения.

Результаты. В статье на основе теоретического анализа определены факторы и проблемы духовно-нравственного воспитания (необходимость выбора методов воспитания, способных оказать наиболее сильное педагогическое воздействие на воспитуемых, учёт текущих социально-политических факторов). Описываются особенности метода духовно-нравственного воспитания в процессе индивидуальных бесед (специфика времени и места беседы, личностных характеристик воспитателя, креативности при выборе вопросов бесед). Определён воспитательный потенциал индивидуальных воспитательных бесед для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов, что является востребованным для функционирования образовательной организации в условиях неопределённости и трансформации общества.

Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование способствует совершенствованию системы воспитания сотрудников полиции, имеющей важное значение в новых постоянно меняющихся условиях, выводит на новый уровень научные исследования, связанные с изучением ценностных ориентаций сотрудников полиции. Результаты исследования могут быть применимы в разработке методических рекомендаций по усовершенствованию работы командиров курсантских подразделений по духовно-нравственному воспитанию курсантов-полицейских.

Выводы. Исследование позволяет усовершенствовать и оптимизировать процесс духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции на основе современных педагогических методов. Описывается роль и место индивидуальных бесед в воспитании молодого поколения. Даются рекомендации по усовершенствованию технологии воспитания сотрудников силовых структур. Доказано утверждение об актуальности индивидуальных воспитательных бесед для развития духовно-нравственных ценностей у российской молодёжи в современных условиях.

Сохранить в закладках
СОБЫТИЙНОСТЬ И СОПРИЧАСТНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Иванова Ирина Викторовна, Рожков Михаил Иосифович

Цель - определение и описание ключевых факторов эффективной воспитательной деятельности, ориентированной на формирование личности, готовой к самостоятельному и ответственному экзистенциальному выбору.

Методология и методы. Исследование опирается на экзистенциальный подход к воспитанию. Основными методами выступили теоретический анализ научной литературы по проблемам воспитания современного ребёнка, а также обращение к анализу результатов исследований в области изучения нравственного идеала подрастающего поколения.

Результаты. Выявлена и описана событийность воспитательной среды и сопричастность ребёнка к воспитательным событиям в качестве ключевых факторов эффективной воспитательной деятельности на современном этапе. Исследование подтвердило необходимость педагогического сопровождения событий, направленных на создание условий для осознания сопричастности воспитанников к происходящему. Представлены педагогические средства, содействующие созданию и поддержанию событийной воспитательной среды. Раскрыта роль референтного взрослого в становлении экзистенциальной сферы взрослеющей личности и возможности воспитательной деятельности, организованной референтным педагогом, в принятии нравственных ценностей как основы для формирования нравственного идеала.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования обосновывают экзистенциальный подход к педагогическому сопровождению событий и ориентируют педагогическое сообщество на реализацию экзистенциальной стратегии воспитания, при которой каждому ребёнку предоставляется возможность выражения субъектности в контексте событийной воспитательной деятельности, а также стимулируется нравственное самосовершенствование через осуществление им нравственной рефлексии, самовыражение на основе сформированных нравственных ценностей.

Выводы. В ходе исследования было выявлено, что нравственное воспитание в контексте современных социокультурных условий, с одной стороны, должно учитывать специфику самоидентификации взрослеющей личности, предопределённую тенденциями, связанными с вхождением в жизнь человека средств виртуальной коммуникации. С другой стороны, воспитательный процесс должен быть ориентирован на ребёнка, а значит, носить событийный характер и предоставлять возможность каждому воспитаннику для самовыражения, реализации им своей субъектности, ощущения сопричастности к происходящим воспитательным событиям. Сделан акцент на том, что личность формируется в процессе взаимодействия с референтным взрослым, организующим событийную воспитательную среду, ориентированную на личность ребёнка, в которой возможно формирование и принятие ребёнком нравственных идеалов, основанных на высоких моральных ценностях и экзистенциальных смыслах.

Сохранить в закладках
МЕТОДЫ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: БЕЖЕНЦЕВ АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ, Игошин Николай Алексеевич

Цель - рассмотреть особенности воспитания курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России, раскрыть методы их нравственно-правового воспитания. Методология и методы. Для решения поставленных задач исследования использовался комплекс методов: междисциплинарный анализ научной литературы, системный анализ, структурно-функциональный анализ, документальная экспертиза, систематизация, обобщение, синтез.

Результаты. В научной статье отдельно рассмотрены цели, задачи и функции правового и духовно-нравственного воспитания, обосновывается возможность их объединения в один термин «нравственно-правовое воспитание курсантов и слушателей». Выделены три группы методов нравственно-правового воспитания в образовательных организациях МВД России: 1) методы формирования навыков и привычек общественно признаваемого поведения, опыта общественных отношений; 2) методы формирования сознания; 3) методы поощрения и наказания: стимулирование развития качеств личности, которые одобряются в современном российском обществе.

Теоретическая и/или практическая значимость исследования состоит в обосновании необходимости корректировки категориально-понятийного аппарата осуществления воспитательной работы в образовательных организациях МВД России. Решение теоретико-методологических задач организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел позволяет совершенствовать деятельность правоохранительных органов в соответствии с современными запросами общества и задачами, стоящими перед органами исполнительной власти.

Выводы. Система нравственно-правового воспитания в образовательных организациях МВД России является важной и необходимой составляющей воспитательного процесса. Её совершенствование, включая сделанные авторами предложения, позволит Министерству внутренних дел Российской Федерации посредством ведомственного нормативно-правового регулирования поддерживать высокую правовую культуру сотрудников, чувство социальной справедливости, добросовестность и сознательное отношение к поддержанию служебной дисциплины. От уровня общей культуры, компетентности, честности, уважения права, преданности долгу зависит не только юридически грамотная реализация полицейским правовых норм, но и общественное мнение вокруг его функций в социуме, социально-психологический климат в трудовом коллективе, наконец, престиж права, закона и правоохранительных органов.

Сохранить в закладках