Рекомендательный библиографический ресурс (РБР) – один из надежных способов передачи опыта, знаний и умений от поколения к поколению. Вопрос о библиографических ресурсах, удовлетворяющих потребности в образовательном и самообразовательном чтении, разрабатывается давно, но до сих пор не решен окончательно. Представляется, что любая целенаправленная познавательная деятельность посредством книг, выходящая за рамки образовательных учреждений, составляет суть самообразовательной деятельности, и опорой для нее служат РБР. Особую роль должны играть РБР, предназначенные для информального образования читателей.
Цель статьи – представить результаты исследования по разработке и оценке эффективности РБР, созданного по новой модели. Кратко охарактеризованы модели коммуникации науки и общества, повлиявшие на разработку современных РБР, и предложена двусторонняя модель их создания. Проведен сравнительный анализ действующей (односторонней) и новой моделей создания РБР. Приведены результаты педагогического эксперимента по оценке эффективности РБР, созданного по двусторонней модели и затрагивающего сложившиеся направления коммуникации науки и общества (просвещение, понимание, участие). В ходе эксперимента, проведенного методом анкетирования, установлено, что обращение к РБР для распространения научных знаний, созданному по двусторонней модели, способствует повышению уровня информированности читателей.
Значимая роль науки в развитии всех сфер общества неоспорима, она обеспечивает прогресс и улучшение качества жизни, способствует внедрению инновационных технологий во все области человеческой деятельности. Сегодня на повестке дня стоит вопрос популяризации научных достижений, а также развития информационных каналов, которые позволят обществу лучше понимать значимость научных открытий и их влияние на культуру, идентичность, ценности и поведение человека. Цель статьи – оценить, насколько читатели библиотеки информированы о последних научных достижениях и какова в этом роль библиотеки. В работе рассматривается место библиотеки в системе взаимоотношений между учеными и широкой общественностью. Фиксируется, что эффективным средством популяризации науки являются журналы, регулярно публикующие свежие актуальные материалы. Анализируется информированность читателей публичных библиотек о научных достижениях и изучается спрос на научно-популярные журналы, имеющиеся в фонде Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН). Авторы статьи делают следующие выводы: 1) научно-популярные журналы для пользователей библиотек не служат основным источником получения знаний о развитии науки и техники, но на них есть устойчивый спрос, а также наблюдается тенденция к расширению наименований спрашиваемых журналов, сопровождающаяся одновременным увеличением выдачи их экземпляров; 2) запросы на научно-популярные журналы, за небольшим исключением, не зависят от гендерных показателей; 3) самыми читающими научно-популярную периодику являются люди старше 60 лет; 4) чаще всего научно-популярные журналы из фонда ГПНТБ СО РАН запрашивают специалисты с высшим образованием. Отмечается, что уровень образования пользователей библиотек становится одним из основных факторов, определяющих спрос на научно-популярные журналы. Определен перечень периодических изданий из фонда ГПНТБ СО РАН, пользующихся наибольшим спросом. Таким образом, библиотека, не будучи непосредственным научным коммуникатором, но имея в своем фонде научно-популярные журналы, выполняет важную посредническую функцию в направлении популяризации науки.
Цель статьи – определение отношения руководителей библиотек исследовательских учреждений, находящихся под научно-методическим руководством Сибирского отделения Российской академии наук, к проблеме продвижения научных знаний в обществе и степень вовлеченности библиотек в этот процесс. Актуальность темы обусловлена изменением подходов к реализации библиотеками просветительской функции в условиях, когда, с одной стороны, наблюдается повышенное внимание органов государственной власти к научно-техническим библиотекам, происходит интенсивное развитие коммуникации науки и общества, а с другой – библиотеки продолжают поиск новых форм взаимодействия с пользователями. Формы и методы, а также активность в реализации научно-просветительской функции в немалой степени зависят от типа библиотеки. Обработка результатов онлайн-анкетирования позволила установить, что более половины библиотек принимают участие в распространении научных знаний, в том числе при поддержке учреждений науки или совместно с ними. Часть библиотек проводит просветительные мероприятия вне зависимости от требований со стороны научной организации. К наиболее распространенным направлениям деятельности библиотек в этой сфере относятся выставочная, музейная и экспозиционная работа, а также развитие электронных информационных продуктов и участие в научно-просветительских мероприятиях разных форматов. В статье авторы перечислили основные причины, по которым ряд библиотек не имеет возможности осуществлять просветительскую функцию, а также назвали положительные эффекты от участия библиотек в продвижении науки.