Архив статей

УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ ВУЗА И СПЕЦИФИКА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ (2025)
Выпуск: № 2 (859) (2025)
Авторы: Станевич Анастасия Юрьевна

В статье на основе данных социологических исследований измеряется уровень владения профессорского-преподавательского состава иностранными языками и характер их использования в профильном вузе. Для выявления лингвистических компетенций преподавателя используется метод самооценки. Параллельно проверяется наличие (или отсутствие) у преподавателя действующего международного сертификата о сдаче каких-либо экзаменов. Эта информация позволяет определить достигнутый преподавателем уровень владения иностранным языком. В соответствии со статистическими данными преподавателям-лингвистам дается субъективная оценка их интеллектуального уровня, выявляется степень, в которой они владеют иностранными языками. В соответствии с профилем преподавания (он может быть лингвистическим или не лингвистическим) и возрастом респондентов появляется возможность последовательно прийти к выводу о социально значимых различиях владельцев международных сертификатов. Для определения характера использования иностранных языков в учебной деятельности измеряются такие направления развития компетентности педагогов, как чтение профессиональной литературы, профессиональное общение с коллегами и студентами, посещение лекций, рецензирование научных работ и проведение научных семинаров. Проводится сравнительный анализ профессиональной деятельности преподавателей лингвистического и нелингвистического профиля, а также анализ динамики использования иностранного языка преподавателями-лингвистами и нелингвистами в учебной и научно-исследовательской деятельности. В ходе анализа направлений использования иностранного языка были отмечены некоторые различия между преподавателями-лингвистами, окончившими МГЛУ и получившими лингвистическое образование в других учебных заведениях, а также между преподавателями, имеющими ученую степень и не имеющими ее. На основании полученных данных сделан вывод о том, что число преподавателей-нелингвистов, проводящих плановые занятия на иностранном языке, становится больше, однако не все они оценивают свой уровень знания иностранным языком как высокий.

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТАМИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА РЫНКЕ ТРУДА (2025)
Выпуск: № 2 (859) (2025)
Авторы: ПОЛОВНЕВ АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ, Передня Дмитрий Григорьевич

Цель исследования - на основе социологического анализа раскрыть особенности занятости студентов лингвистического и нелингвистического профиля, рассмотреть уровень и характер занятости студентов вуза на рынке труда, в том числе в сфере оказания лингвистических услуг. Использованные методы: онлайн-опрос студентов МГЛУ, который проведен в апреле 2021 и 2023 годов. Объем выборочной совокупности составил в 2021 году - 2111 и в 2023 году - 1997 студентов. В выборке представлены студенты всех уровней, направлений подготовки (специальностей) и курсов обучения. Относительная ошибка выборки составила не более 2 % при доверительной вероятности 95 %. В статье анализируется занятость студентов, использование в процессе труда лингвистического капитала и вовлеченность студентов в рынок лингвистических услуг; описывается характер влияния непрофильной занятости на профессиональное самоопределение студентов лингвистического университета. В ходе исследования выяснилось, что вовлеченность в непрофильную занятость дезориентирует студентов и способствует их разочарованию в выбранном направлении подготовки. В дальнейшем этот эффект создает предпосылку для обесценивания полученного образования и, возможно, подталкивает выпускников к поиску новых траекторий профессионального развития. Профильная занятость на рынке лингвистических услуг в этом смысле предпочтительна. Она в большей степени характерна для студентов, обучающихся на языковых педагогических и переводческих факультетах (институтах). В целом занятость студентов носит чаще всего неформальный и нестабильный характер в форме подработок, фриланса, репетиторства. Опыт профильной и официальной трудовой занятости среди студентов лингвистического вуза встречается достаточно редко. Поэтому необходимо создание механизмов и условий, позволяющих иметь профильную и официальную занятость на рынке лингвистических услуг. Она будет способствовать не только профессионализации, но и формированию устойчивой профессиональной ориентации студентов на рынке труда.

Сохранить в закладках