Архив статей журнала
В статье рассматривается эволюция системы российского лесного управления в период конца XIX - начала XX в., характеризуется один из базовых государственно-правовых институтов управления лесами Российской империи - Лесной Департамент. Отмечается, что представления центральной власти о неисчерпаемости природных богатств Сибири являлись сдерживающим фактором формирования организационных структур управления лесами в Байкальском регионе по образцу европейской части России и распространения общероссийского законодательства на этой территории. Лишь в конце XIX в. в условиях вовлечения Байкальского региона в общероссийскую экономику, распространения в Сибири капиталистических отношений, строительства Транссибирской магистрали, увеличения населения в результате переселенческой политики начинается процесс становления системы управления казенными лесами в Байкальском регионе. Отправной точкой этого процесса явилось создание Управления государственных имуществ Енисейской и Иркутской губерний и формирование при нем лесничеств. На основе анализа архивных документов, статистических отчетов лесничеств выявлены проблемы организации и функционирования лесничеств Иркутской губернии и Забайкальской области на рубеже XIX - XX вв.: большие их размеры, нехватка профессиональных кадров, нестабильность кадрового состава, отсутствие необходимого финансирования и др. Делается вывод о том, что несмотря на сложности создания управленческой модели и несовершенство правового регулирования, рубеж XIX - ХХ вв. стал важным начальным этапом создания системы управления казенными лесами в Байкальском регионе.
В статье рассмотрена деятельность правоохранительных органов Российской империи, действовавших на территории китайского города Харбина и прилегающих ему местностей Маньчжурии - штаба Заамурского округа пограничной стражи и жандармско-полицейского управления Китайской Восточной железной дороги в годы Первой мировой войны. Важной задачей этих подразделений являлось противодействие международным преступным сообществам, действовавшим как в России, так и в Китае и занимавшихся как антироссийской политической деятельностью, так и контрабандой опиума через границу. Используя конкретно-исторический метод исследования, автор анализирует агентурные сообщения штаба Заамурского округа пограничной стражи и жандармско-полицейского управления КВЖД, посвященные борьбе российских специальных полицейских служб с группами опиеторговцев, а также с германским шпионажем на территории Китайской республики в годы мирового военного конфликта. В результате изучения архивного материала, делается вывод, что в годы Первой мировой войны, правоохранительные органы России действовали на территории Китайской республики как подразделения Министерства финансов Российской империи.
Трансформация современного общества придает новое звучание событиям, происходив-шим чуть более столетия назад. В русском языке появилось слово «релокант». К релокантам относятся граждане России, сменившие «локацию» в связи с проведением специальной военной операции (далее - СВО) и не относящие себя к эмигрантам. Подобное дистанцирование от принятой терминологии в области миграции обоснованно вызывает научный интерес у исследователей. Используя идеи циклизма, автор проводит аналогию между эмигрировавшими из России в начале XX в. и современными релокантами. В статье представлены традиционные подходы к термину «эмиграция». Через призму истории с акцентом внимания на национализацию частной собственности показана реакция американской судебной и банковской систем на запросы физических и юридических лиц о получении денежных средств со счетов филиалов организаций, зарегистрированных в Российской империи и расположенных в США. Предпринята попытка оценить объем капитала, фактически вывезенного из страны эмигрантами и оставшегося на расчетных счетах в дочерних компаниях. Проведенное исследование позволило предложить условную классификацию релокантов, исходя из их деятельности за рубежом, привести сходства и различия между покидавшими Россию в XX в. и век спустя, а также показать реакцию государственных органов на происходящие изменения на основе трансформации законодательства.