Архив статей журнала
Статья посвящена истории движения «Жизни чернокожих имеют значение» и его эволюции как международного движения на примере деятельности чернокожих активистов в США и Канаде в 2013–2020 гг. Этим сюжетам практически не уделено внимание в отечественных исследованиях. Однако рассмотрение международных связей активистов движения «Жизни чернокожих имеют значение» помогает лучше понять распространение массовых протестов против расизма по всему миру в 2020 г.
В работе проанализирована деятельность организаций движения «Жизни чернокожих имеют значение» в двух странах и их взаимодействие. В статье показано, что Глобальная сеть «Жизни чернокожих имеют значение» из США стояла у истоков организации «Жизни чернокожих имеют значение» в Канаде и оказывала прямую финансовую помощь канадским активистам. Канадские и американские активисты принимали совместное участие в акциях прямого действия как в США, так и в Канаде. Чернокожие активисты в обеих странах имели общую идейную платформу – антирасизм и интерсекциональный подход в анализе положения чернокожих в обществе, а также стремление к созданию международного движения. Статья подготовлена на основе публикаций в СМИ и материалах американской и канадской организации движения «Жизни чернокожих имеют значение», которые ранее не были привлечены к анализу отечественными исследователями.
В статье рассмотрено современное состояние политической системы Канады с точки зрения развития правого популизма. Правый популизм стал относительно новым явлением в политической жизни страны, в короткие сроки закрепившись в партийной системе в виде Народной партии Канады, а также в виде региональных общественных движений и партий. С момента выборов 2021 г. правый популизм остается в повестке дня, оказывая воздействие на традиционные «всеохватные» партии. С опорой на последние тенденции развития Канады, внутренние причины роста недоверия к федеральным властям и установленному статус-кво была проанализирована корреляция с ростом правого популизма, появлением политиков-популистов или политиков, использующих популистскую риторику внутри Консервативной партии. Выявлены точки роста правого популизма и предпринята попытка прогноза его перспектив в преддверие выборов 2025 г. в Парламент.
В статье анализируется изменение позиции Грузии в отношениях с США на фоне кризиса стратегического партнерства. Она нацелена на осмысление логики действий грузинского руководства в условиях современной международно-политической турбулентности с опорой на многофакторный анализ и метод прогнозирования. Автор рассматривает американо-грузинские отношения как целостную систему со своими структурно-функциональными связями и выделяет в них две значимые и независимые переменные – устойчивость нынешней власти в Грузии и степень ее поддержки американской администрацией. На основе комбинации этих переменных предлагается четыре сценария развития американо-грузинских отношений – «восстановление диалога», «крушение мечты», «индифферентные отношения», «авторитарный откат» – и представляются краткосрочные прогнозы.
Научная новизна статьи определяется двумя положениями. Во-первых, Грузия рассматривается не как объект политики крупных держав, а как субъект со своими интересами и возможностью самостоятельно выбирать путь своего политического развития. Во-вторых, в силу актуальности последних событий в Грузии (конституционный кризис и протесты осени 2024 г.) в российской политической науке еще не предпринимались попытки проанализировать приостановку американо-грузинского стратегического партнерства в корреляции с внутриполитическими изменениями в самой Грузии.
Статья посвящена исследованию подходов американских экспертно-аналитических центров (think tanks) к выработке рекомендаций по Ирану. Поскольку информация о взаимодействии исполнительной власти с аналитическими центрами из соображений национальной безопасности зачастую остается конфиденциальной, в качестве объекта анализа были выбраны четыре наиболее влиятельных центра, чьи эксперты чаще всего взаимодействуют с органами законодательной власти, а именно приглашаются на слушания в Конгрессе США. В их число входят “Foundation for Defense of Democracies” (FDD), “Washington Institute for Near East Policy” (WINEP), “Brookings Institution” и “American Enterprise Institute» (AEI). Методологической основой исследования является сравнительный анализ, который позволил типологизировать think tanks в соответствии с подходами к созданию экспертных рекомендаций по выработке политики США в отношении Ирана. Предложенные автором статьи критерии сформулированы на основе анализа публичных материалов, экспертного состава, источников финансирования, участия в лоббистской деятельности think tanks. Исследование показало, что FDD и WINEP представляют собой центры адвокации, чьи рекомендации по Ирану отражают, преимущественно, произраильскую ориентацию. В свою очередь, “Brookings Institution” демонстрирует стремление к объективности, а рекомендации AEI в большей степени подвержены влиянию идеологических установок. Статья вносит вклад в понимание роли экспертно-аналитических центров в выработке внешнеполитических решений в США, подчеркивая влияние их институциональной природы на содержание рекомендаций.
В статье проведен анализ внеинституционального сотрудничества Европейского союза и НАТО, то, каким образом неформальные механизмы и практики дополняют официальные структуры и процедуры, позволяя обеим организациям более гибко и эффективно реагировать на вызовы безопасности. Раскрываются основные преимущества внеинституционального сотрудничества, включающие, прежде всего, увеличение скорости, гибкости, снижение издержек и обеспечение конфиденциальности. ЕС и НАТО заявляют, что они стремятся к «стратегическому партнерству». Однако существуют потенциальные проблемы, которые могут помешать отношениям между ними. В международном сообществе, столкнувшемся с такими непреодолимыми проблемами, как войны и вооруженные конфликты, международный терроризм, миграционный кризис, современное пиратство, киберпреступность и глобальные обстоятельства непреодолимой силы, важно проследить, насколько эффективным оказывается межорганизационное сотрудничество, в том числе на неформальном уровне.
Статья раскрывает особенности советско-британского взаимодействия в сфере концессионной деятельности на протяжении 1920-х гг., когда обе стороны столкнулись с серьезными трудностями в процессе послевоенной реконструкции их экономик. Поиск большевистским правительством новых форм привлечения иностранного капитала для ускоренной индустриализации соответствовал стремлениям британских промышленников получить источники дешевого сырья, чтобы расширить рынки сбыта технических товаров и оборудования. Несмотря на политические трудности, именно концессии могли стать удобным каналом поступления иностранных капиталовложений в СССР. Статистические данные свидетельствуют о том, что этому способствовала новая экономическая политика (нэп), получившая поддержку кремлевского руководства и нашедшая позитивный отклик европейской общественности. К середине первого послевоенного десятилетия советское руководство получило несколько тысяч концессионных предложений западных компаний, включая британские, которые наряду с германскими производителями занимали лидирующие позиции еще в хозяйстве Российской империи. Автор опровергает ошибочное мнение о тотальной экономической блокаде, якобы установленной капиталистическими странами, чтобы экономически «задушить» Страну Советов. На практике в период расцвета иностранных концессий (1925–1927 гг.) доля производства отдельных видов продукции на предприятиях с участием иностранного капитала составляла от 30 до 80%. Однако, как показывает статья, основанная на архивных документах и опубликованных материалах, целый ряд объективных и субъективных факторов не могли не привести к краху советско-британского концессионного сотрудничества в первой половине 1930-х гг. Типичным примером явилось дело «Лены Голдфилдс», подробно рассмотренное автором публикации.
Статья посвящена анализу особенностей регулирования и развития низовой гражданской активности в Ярославской области. Новые практики низового участия расширяют возможности инициативных граждан, позволяя им объединяться и взаимодействовать друг с другом. В статье анализируется регулирование низовой гражданской активности, определяются основные акторы низовых гражданских инициатив и их мотивы. Отмечается, что цели и мотивы у гражданских активистов довольно дифференцированы: некоторые пытаются решить конкретную проблему для улучшения жизни общества, а другие видят в гражданском активизме возможность самореализоваться. В статье выявляются особенности и отличительные черты развития низовой гражданской активности в Ярославской области по сравнению с другими субъекта Российской Федерации. В работе подчеркивается важность выстраивания диалога между властными структурами и участниками низового гражданского активизма для более эффективного решения общественно-политических проблем. Экспертами дается оценка деятельности объединений территориального общественного самоуправления как формы низовой гражданской активности. Делается вывод о слабой вовлеченности жителей в их деятельность. Результаты исследования демонстрируют, что в Ярославской области сильный кооперативный механизм взаимодействия, предусматривающий объединения в союзы и коалиции для решения конкретных проблем.
В статье проведен анализ функциональных полномочий институтов взаимодействия с религиозными структурами в постсоветских государствах, за исключением стран Балтии. Институты рассматриваются в рамках централизованной модели управления государственно-конфессиональными отношениями. Выделяются государства, в которых реализуется данная модель. Показаны предпосылки формирования централизованной модели. Выделяются институты, компетенция которых связана только с религиозной сферой и те, чей функционал затрагивает более широкую область деятельности. Показаны варианты различных статусов данных институтов. По результатам анализа Положений о деятельности и профильного законодательства, выделяются блоки стандартного функционала (информационно-аналитический, коммуникативный, связанный с регистрацией и ликвидацией религиозных объединений, законотворческий, посреднический и др.) и расширенного контрольного функционала (контроль за производством и распространением материалов религиозного содержания, непосредственный контроль за религиозной деятельностью, за учреждением и работой религиозных образовательных учреждений, строительством культовых сооружений, организацией паломничества). Все централизованные институты по взаимодействию с религиозными объединениями разделяются на три группы в зависимости от объема функционала (с широким функционалом, средним и ограниченным). Делается вывод, что централизованная модель регулирования взаимодействий с религиозными структурами позволяет при необходимости обеспечить довольно значительный контроль за религиозной сферой благодаря расширенному контрольному функционалу, которым наделяются соответствующие централизованные органы.
Актуальность темы обусловлена наличием в современной России разных вариантов и подходов к политическому просвещению молодых людей.
Цель данной статьи – изучить и выявить основных субъектов политического просвещения молодежи, показать их значение и базовые принципы деятельности.
Существование в России разных субъектов, осуществляющих политическое просвещение, с одной стороны, создает политическое знание с разными данными, фактами. С другой стороны, для современного общества, когда у него разные субъекты формируют политическое знание, становится очевидной проблема создания разрозненного политического знания, обладающего дихотомическим и разнонаправленными свойствами, которые не приводят к формированию устойчивого политического сознания. Особенно это становится проблемой для молодежи, когда она в силу своих опыта и умений может использовать современные технологии (в отличие от более старших поколений), имеет возможность получать не только политическое знание от официальных источников (от разного уровня образовательных учреждений или, например, от СМИ, которые так или иначе аффинированы с государством, и т. д.), но и от различных других субъектов (например, от блогеров). Таким образом, у молодежи может формироваться иное, отличное от официальных источников, политическое знание, что способствует развитию неустойчивой ценностной системы молодежи.
В статье были исследованы основные символические концепты, конституирующие содержательное наполнение общероссийской гражданской идентичности, проанализированы отдельные аспекты реализации государственной политики в этой сфере, определены риски устойчивости гражданской идентичности в современном российском обществе. Гражданская идентичность рассматривалась как тип социальной идентичности, определяющий целеполагание участников политического процесса. Использование концепций мифо-символического комплекса и этносимволизма позволило выявить системообразующие символы и мифы общероссийской гражданской идентичности, а также обозначить важность обеспечения их релевантности в условиях конкурентной природы символической политики. Автор отмечает, что основой мифо-символического комплекса общероссийской гражданской идентичности является символическое пространство СССР, системообразующую роль выполняет символ Победы в Великой Отечественной войне. Реализация государственной политики в сфере идентичности также во многом повторяет советскую модель. Вместе с тем социокультурные трансформации российского общества, протекающие по направлению демографических изменений, связанных с увеличением доли граждан, не рассматривающих советское символическое пространство в качестве консолидатора гражданской идентичности, а также обусловливающие актуализацию этнических идентичностей, потенциально способны снизить эффективность существующей конфигурации общероссийской гражданской идентичности. В качестве возможной меры уклонения от рисков предложено использование существующего концепта «государствообразующего народа» как перспективной символической основы гражданской идентичности.
Союзное государство Беларуси и России как интеграционный формат в современных условиях обретает особый геоцивилизационный смысл. Расширение его повестки и спектра интеграционных мероприятий корреспондирует с содержанием и тенденциями трансформации мироустройства глобального и регионального масштаба, включая аксиологический аспект, усложнением вызовов и угроз, коренящихся во внутреннем и внешнем измерениях. Настоящее исследование ориентировано на выявление основных ориентиров и сюжетов взаимодействия России и Беларуси в сфере патриотического воспитания на уровне Союзного государства и верификацию его потенциала в специфической внешней среде с учетом динамики интеграционного развития. Теоретико-методологические рамки образуют многоуровневый системный анализ, качественный и формализованный анализ документов – материалов интернет-ресурсов Союзного государства, диахронный и синхронный анализ патриотических мероприятий; идеи «общего Отечества», «антимягкой силы», «кризисной» и цивилизационной геополитики. Показана динамика количественных и качественных параметров в данной области. Акцентирована специфика аргументации патриотических инициатив и мероприятий посредством апелляций к общим ценностям стран и народов Союзного государства и усиливающемуся внешнему давлению. Артикулирован историко-патриотический вектор, сопрягающийся с особенностями позиционирования России и Беларуси как протагонистов исторической правды о Второй мировой войне. Аргументированы тезисы о важности имиджевой, нормативной и ценностной составляющих в постепенно конструируемой союзной политике патриотического воспитания.
В Пакистане наблюдается устойчивый рост террористических атак, что делает страну одной из наиболее уязвимых в регионе с точки зрения безопасности. Статья посвящена анализу факторов, способствующих росту террористической угрозы в Пакистане, с особым вниманием к влиянию социально-экономических условий на радикализацию населения и террористическую активность. В работе исследуется взаимосвязь между экономическими кризисами, инфляцией, социальным неравенством и ростом угрозы терроризма. Основное внимание уделяется бедности, безработице и экономическому неравенству как ключевым факторам, стимулирующим радикализацию и привлечение молодежи в экстремистские группы. Одним из ярких примеров такой динамики является Белуджистан, где экономические трудности и высокий уровень безработицы в сочетании с националистической риторикой способствуют росту насилия и напряженности. Особое внимание уделяется действиям террористической организации «Армия освобождения Белуджистана» (БЛА), которая использует социально-экономические проблемы для мобилизации местного населения и борьбы за независимость провинции. Статья также детально анализирует экономические издержки терроризма для Пакистана, подчеркивая, как увеличение числа террористических атак подрывает экономику страны, ухудшает инфраструктурную и социальную обстановку, а также ведет к снижению инвестиционной привлекательности и международной репутации. Экономический ущерб от терроризма оценивается в миллиардах долларов, что ставит под угрозу развитие страны в долгосрочной перспективе.