Архив статей журнала
В статье были исследованы основные символические концепты, конституирующие содержательное наполнение общероссийской гражданской идентичности, проанализированы отдельные аспекты реализации государственной политики в этой сфере, определены риски устойчивости гражданской идентичности в современном российском обществе. Гражданская идентичность рассматривалась как тип социальной идентичности, определяющий целеполагание участников политического процесса. Использование концепций мифо-символического комплекса и этносимволизма позволило выявить системообразующие символы и мифы общероссийской гражданской идентичности, а также обозначить важность обеспечения их релевантности в условиях конкурентной природы символической политики. Автор отмечает, что основой мифо-символического комплекса общероссийской гражданской идентичности является символическое пространство СССР, системообразующую роль выполняет символ Победы в Великой Отечественной войне. Реализация государственной политики в сфере идентичности также во многом повторяет советскую модель. Вместе с тем социокультурные трансформации российского общества, протекающие по направлению демографических изменений, связанных с увеличением доли граждан, не рассматривающих советское символическое пространство в качестве консолидатора гражданской идентичности, а также обусловливающие актуализацию этнических идентичностей, потенциально способны снизить эффективность существующей конфигурации общероссийской гражданской идентичности. В качестве возможной меры уклонения от рисков предложено использование существующего концепта «государствообразующего народа» как перспективной символической основы гражданской идентичности.
В статье рассматривается специфика визуальной реактуализации Реформации в германских землях первой половины XIX в. Различия в толкованиях исторической роли Мартина Лютера показаны на примере проектирования первого монумента реформатору по инициативе Патриотическо-литературного общества графства Мансфельд. Анализ вариантов, предложенных на конкурс мемориальных проектов, дает преставление об особенностях бюргерской идеи национального памятника в начале века. Изменения в социополитическом климате к 1820-м гг. находят свое отражение в утвержденной версии монумента, демонстрирующей консервативную точку зрения монархической власти. Развитие символики Реформации на протяжении 300 лет прослеживается на примере опубликованной коллекции монет, посвященной юбилейным праздникам 1617, 1717 и 1817 гг. Тенденция к персонализации исторического события изучается на основе графических циклов Вильгельма фон Лёвенштерна, Карла Августа Швердгебурта и Густава Кёнига. Таким образом, исследование широкого комплекса визуальных источников выявляет не только различные стратегии популяризации исторических образов, но и наглядно демонстрирует конфликт рецепций вокруг наследия Реформации, возникший при формировании нового национального символа.