Архив статей журнала
В статье раскрывается тема сотрудничества Казахстана и России в сфере культуры. На примере взаимодействия двух стран выделены основные сферы государственного диалога, к которым относятся Форумы приграничного сотрудничества РФ и РК, Дни культуры двух стран, события посвященные общему культурному и историческому наследию, совместная работа государственных учреждений культуры, а также сотрудничество в рамках общественных национальных организаций. Осуществляется анализ тенденции совместной работы в заданный период первого двадцатилетия XXI в., к которому относится анализ нормативно-правовой базы сотрудничества в исследуемой сфере. Отмечается тенденция к плодотворному взаимодействию с обеих сторон, что подтверждают культурные мероприятия, которые проходили ежегодно или же с периодичностью, но на постоянной основе. Особое место отводится приграничной кооперации двух стран, на фоне которой выстраивалась работа. Созданию крепких межгосударственных связей на границе способствовала организация Форумов приграничного сотрудничества. С учетом самого протяженного оренбургского участка границы успешно развивается культурное сотрудничество между Оренбургской областью и Западно-Казахстанской, Актюбинской и Кустанайской областями. Сотрудничество с Казахстаном в крупных масштабах осуществляли также Астраханская, Саратовская, Волгоградская и Омская области.
Междисциплинарный потенциал интеллектуальной истории позволяет посредством изучения текста в контексте хорошо понять, какие позиции по отношению к войне, правительству, своему народу и военным противникам занимали под влиянием «августовского переживания», характерного для начального периода Великой войны, властители общественного мнения - писатели, ученые, деятели искусства и культуры. Однако обращение к коллективным инициативам - манифестам, открытым письмам, заявлениям, которые поддерживали и подписывали десятки и сотни людей связано с решением сложного комплекса вопросов. Это - проблемы авторства, мотивации, влияния индивидуальных политических и этических принципов на групповые решения, определения лидеров и маргиналов, сопоставление рациональных установок на достижение пропагандистского эффекта и неосознаваемых эмоций и т. д. В статье предпринята попытка дать ответы на эти вопросы на основе изучения обстоятельств появления и значения так называемого манифеста девяноста трех к культурному миру - подписанного видными немецкими интеллектуалами открытого письма с опровержением пропагандистских утверждений Антанты о немецких зверствах и разрушении культурных ценностей в Бельгии. Авторы пытались опровергнуть обвинения и подчеркнуть сугубо оборонительный характер действий немецких солдат. Однако пропагандистский эффект письма оказался обратным ожидаемому. Для общественного мнения стран Антанты оно стало символом идеологического и пропагандистского оправдания германской агрессии и послужило основанием для исключения немецких интеллектуалов из мирового академического сообщества.