Архив статей журнала
В статье проведен анализ внеинституционального сотрудничества Европейского союза и НАТО, то, каким образом неформальные механизмы и практики дополняют официальные структуры и процедуры, позволяя обеим организациям более гибко и эффективно реагировать на вызовы безопасности. Раскрываются основные преимущества внеинституционального сотрудничества, включающие, прежде всего, увеличение скорости, гибкости, снижение издержек и обеспечение конфиденциальности. ЕС и НАТО заявляют, что они стремятся к «стратегическому партнерству». Однако существуют потенциальные проблемы, которые могут помешать отношениям между ними. В международном сообществе, столкнувшемся с такими непреодолимыми проблемами, как войны и вооруженные конфликты, международный терроризм, миграционный кризис, современное пиратство, киберпреступность и глобальные обстоятельства непреодолимой силы, важно проследить, насколько эффективным оказывается межорганизационное сотрудничество, в том числе на неформальном уровне.
В исследовании анализируются современные проблемы и перспективы консолидации политико-правовых позиций АСЕАН и России в отношении территориального спора в Южно-Китайском море. На основе анализа совокупности материалов политических заявлений представителей сторон спора, международных договоров и материалов СМИ выявлено, что представители Индонезии, Филиппин и Вьетнама указывают на необходимость скорейшей выработки юридически обязательного Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море, будучи единогласными в необходимости урегулирования спора в соответствии с существующими нормами международного морского права. Позиция Китая остается политически неоднозначной и амбивалентной в отношении потенциального договорного урегулирования.
Ситуация серьезно осложнена наращиванием военного присутствия США в морских пространствах Азиатско-Тихоокеанского региона и активным вовлечением последних в рассматриваемый спор в целях реализации политики «сдерживания» Китая. Для России наиболее предпочтительным представляется стратегия приверженности политики активного невмешательства, оставаясь открытой для консультативной роли посредника и потенциального медиатора спора, учитывая возможности применения инструментария научной дипломатии. Доверительное и откровенное обсуждение рисков, порождаемых нестабильностью в Южно-Китайском море, должно способствовать урегулированию спора на основе верховенства международного права.