Архив статей журнала
ВВЕДЕНИЕ. В рамках настоящей статьи рассматриваются основные проблемы, влияющие на обеспечение морской безопасности на современном этапе развития международного права. К числу таких проблем авторы относят отсутствие универсальной правовой базы, регламентирующей функционирование автономных морских судов, морской терроризм, регулирование содержания серы в судовом топливе, необходимость глобального регулирования хозяйственной деятельности в арктическом регионе.
МАТЕРИЛЫ И МЕТОДЫ. При написании статьи использованы международно-правовые акты, национальное законодательство Российской Федерации, а также исследования российских и зарубежных авторов. Методологическую основу исследования составили общенаучные (метод логического и системного анализа, диалектический метод) и частнонаучные (историко-правовой, сравнительно-правовой) методы познания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. На основе изучения международно-правовых актов, национального законодательства Российской Федерации, современных исследований российских и зарубежных ученых авторами сделаны выводы и выдвинуты предложения по вопросам обеспечения морской безопасности в современных условиях.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Авторами сделан вывод о том, что в свете развития современных технологий безэкипажного судовождения необходима проработка на международном уровне глобальных правовых актов. В рамках статьи рассмотрены основные виды автономных морских судов, выявлены проблемы, которые препятствуют эффективной эксплуатации данных судов и предложены варианты их решения. Отмечается необходимость в рамках универсальных международных актов проработать вопросы, связанные с возмещением ущерба, причиненного морским судном под управлением систем искусственного интеллекта. Отмечается важность разработки единых глобальных правил, по которым будут функционировать системы искусственного интеллекта на морских судах. Также указывается на важность международного сотрудничества при противодействии морскому терроризму. Авторы обращают внимание на общие черты между пиратством и морским терроризмом, но указывают на разные цели при осуществлении данной противоправной деятельности. Более того, нередко сложно квалифицировать данные деяния, что создает сложности при применении международно-правовых норм. Авторы указывают, что эффективное противодействие морскому терроризму возможно только на международном уровне в рамках эффективного межгосударственного взаимодействия. Рассматривая отдельные аспекты обеспечения региональной безопасности в арктическом регионе, авторы делают вывод о необходимости выработки единых международных правил по хозяйственному освоению указанного региона. Отмечается важная роль Арктического совета в обеспечении устойчивого социально-экономического развития данного региона. Рассмотрены основные международные декларации, принятые в рамках данной организации, и их значение для развития данного региона. Рассматриваются ограничения по содержанию серы в судовом топливе и роль данных ограничений в снижении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Предлагаются различные варианты действий судовладельцев по соблюдению указанных ограничений. Отмечается необходимость использования иных видов топлива, в том числе сжиженного природного газа или (в перспективе) водородного топлива. Подчеркивается важность международного регулирования в указанной сфере.
ВВЕДЕНИЕ. На сегодняшний день международное сообщество признает многоаспектность и комплексность понятия «международная безопасность» и призывает к сотрудничеству государств в данной сфере. Представляется, что разработку и реализацию подобных механизмов следует начать с малых региональных групп, и далее на основе выявления наиболее эффективных моделей осуществить их внедрение на универсальном уровне. В качестве примера подобных региональных усилий, направленных на укрепление безопасности, может служить Каспийский регион. Авторы работы фокусируют свое внимание на исследовании одного из направлений в сфере региональной безопасности, а именно системы управления киберрисками в морском пространстве Каспийского региона в контексте обеспечения безопасности морского судоходства и мореплавания. Цель работы авторам представляется в подтверждении гипотезы о необходимости правового регулирования противодействия киберрискам в морском пространстве как неотъемлемого элемента современной системы обеспечения региональной безопасности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Для достижения заявленной цели коллектив авторов решил ряд научных задач, среди которых краткий анализ правовых актов Организации Объединенных Наций (ООН), обосновывающих факт комплексности международной безопасности и взаимозависимости региональной и международной безопасности; обзор договорной базы Прикаспийских государств по вопросам обеспечения безопасности региона и мирного сотрудничества в различных областях. Немаловажным для достижения цели явился обзор актов Международной морской организации (ИМО) по вопросам кибербезопасности морского судоходства и мореплавания. Помимо традиционных общенаучных методов исследования, авторы в основном использовали метод доктринального толкования правовых актов, который позволил обосновать возможность правовой регламентации и заключения отдельного Протокола.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В результате проведенного исследования были выработаны рекомендации относительно структуры и содержания Протокола по борьбе с киберрисками в морском пространстве Каспийского региона.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В ходе тщательного анализа региональных нормативных источников, действующих в обозначенной сфере в рамках Каспийского региона, авторы приходят к выводу о необходимости принятия Протокола о сотрудничестве в области обеспечения безопасности мореплавания в качестве унифицированного правового источника в сфере противодействия и управления морскими рисками в морском пространстве Каспийского региона.
ВВЕДЕНИЕ. На сегодняшний день международное сообщество признает многоаспектность и комплексность понятия «международная безопасность» и призывает к сотрудничеству государств в данной сфере. Представляется, что разработку и реализацию подобных механизмов следует начать с малых региональных групп, и далее на основе выявления наиболее эффективных моделей осуществить их внедрение на универсальном уровне. В качестве примера подобных региональных усилий, направленных на укрепление безопасности, может служить Каспийский регион. Авторы работы фокусируют свое внимание на исследовании одного из направлений в сфере региональной безопасности, а именно системы управления киберрисками в морском пространстве Каспийского региона в контексте обеспечения безопасности морского судоходства и мореплавания. Цель работы авторам представляется в подтверждении гипотезы о необходимости правового регулирования противодействия киберрискам в морском пространстве как неотъемлемого элемента современной системы обеспечения региональной безопасности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Для достижения заявленной цели коллектив авторов решил ряд научных задач, среди которых краткий анализ правовых актов Организации Объединенных Наций (ООН), обосновывающих факт комплексности международной безопасности и взаимозависимости региональной и международной безопасности; обзор договорной базы Прикаспийских государств по вопросам обеспечения безопасности региона и мирного сотрудничества в различных областях. Немаловажным для достижения цели явился обзор актов Международной морской организации (ИМО) по вопросам кибербезопасности морского судоходства и мореплавания. Помимо традиционных общенаучных методов исследования, авторы в основном использовали метод доктринального толкования правовых актов, который позволил обосновать возможность правовой регламентации и заключения отдельного Протокола.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В результате проведенного исследования были выработаны рекомендации относительно структуры и содержания Протокола по борьбе с киберрисками в морском пространстве Каспийского региона.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В ходе тщательного анализа региональных нормативных источников, действующих в обозначенной сфере в рамках Каспийского региона, авторы приходят к выводу о необходимости принятия Протокола о сотрудничестве в области обеспечения безопасности мореплавания в качестве унифицированного правового источника в сфере противодействия и управления морскими рисками в морском пространстве Каспийского региона.
ВВЕДЕНИЕ. На сегодняшний день международное сообщество признает многоаспектность и комплексность понятия «международная безопасность» и призывает к сотрудничеству государств в данной сфере. Представляется, что разработку и реализацию подобных механизмов следует начать с малых региональных групп, и далее на основе выявления наиболее эффективных моделей осуществить их внедрение на универсальном уровне. В качестве примера подобных региональных усилий, направленных на укрепление безопасности, может служить Каспийский регион. Авторы работы фокусируют свое внимание на исследовании одного из направлений в сфере региональной безопасности, а именно системы управления киберрисками в морском пространстве Каспийского региона в контексте обеспечения безопасности морского судоходства и мореплавания. Цель работы авторам представляется в подтверждении гипотезы о необходимости правового регулирования противодействия киберрискам в морском пространстве как неотъемлемого элемента современной системы обеспечения региональной безопасности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Для достижения заявленной цели коллектив авторов решил ряд научных задач, среди которых краткий анализ правовых актов Организации Объединенных Наций (ООН), обосновывающих факт комплексности международной безопасности и взаимозависимости региональной и международной безопасности; обзор договорной базы Прикаспийских государств по вопросам обеспечения безопасности региона и мирного сотрудничества в различных областях. Немаловажным для достижения цели явился обзор актов Международной морской организации (ИМО) по вопросам кибербезопасности морского судоходства и мореплавания. Помимо традиционных общенаучных методов исследования, авторы в основном использовали метод доктринального толкования правовых актов, который позволил обосновать возможность правовой регламентации и заключения отдельного Протокола.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В результате проведенного исследования были выработаны рекомендации относительно структуры и содержания Протокола по борьбе с киберрисками в морском пространстве Каспийского региона.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В ходе тщательного анализа региональных нормативных источников, действующих в обозначенной сфере в рамках Каспийского региона, авторы приходят к выводу о необходимости принятия Протокола о сотрудничестве в области обеспечения безопасности мореплавания в качестве унифицированного правового источника в сфере противодействия и управления морскими рисками в морском пространстве Каспийского региона.
ВВЕДЕНИЕ. На сегодняшний день международное сообщество признает многоаспектность и комплексность понятия «международная безопасность» и призывает к сотрудничеству государств в данной сфере. Представляется, что разработку и реализацию подобных механизмов следует начать с малых региональных групп, и далее на основе выявления наиболее эффективных моделей осуществить их внедрение на универсальном уровне. В качестве примера подобных региональных усилий, направленных на укрепление безопасности, может служить Каспийский регион. Авторы работы фокусируют свое внимание на исследовании одного из направлений в сфере региональной безопасности, а именно системы управления киберрисками в морском пространстве Каспийского региона в контексте обеспечения безопасности морского судоходства и мореплавания. Цель работы авторам представляется в подтверждении гипотезы о необходимости правового регулирования противодействия киберрискам в морском пространстве как неотъемлемого элемента современной системы обеспечения региональной безопасности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Для достижения заявленной цели коллектив авторов решил ряд научных задач, среди которых краткий анализ правовых актов Организации Объединенных Наций (ООН), обосновывающих факт комплексности международной безопасности и взаимозависимости региональной и международной безопасности; обзор договорной базы Прикаспийских государств по вопросам обеспечения безопасности региона и мирного сотрудничества в различных областях. Немаловажным для достижения цели явился обзор актов Международной морской организации (ИМО) по вопросам кибербезопасности морского судоходства и мореплавания. Помимо традиционных общенаучных методов исследования, авторы в основном использовали метод доктринального толкования правовых актов, который позволил обосновать возможность правовой регламентации и заключения отдельного Протокола.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В результате проведенного исследования были выработаны рекомендации относительно структуры и содержания Протокола по борьбе с киберрисками в морском пространстве Каспийского региона.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В ходе тщательного анализа региональных нормативных источников, действующих в обозначенной сфере в рамках Каспийского региона, авторы приходят к выводу о необходимости принятия Протокола о сотрудничестве в области обеспечения безопасности мореплавания в качестве унифицированного правового источника в сфере противодействия и управления морскими рисками в морском пространстве Каспийского региона.