Архив статей журнала
Введение. С 2020 года взаимодействие в рамках БРИКС развивалось в соответствии с Концепцией сотрудничества, инициированной Российской Федерацией. Концепция была рассчитана до 2025 года, соответственно сегодня активно обсуждаются контуры будущего взаимодействия. В представленной статье автор изучает возможности внутриблокового взаимодействия с точки зрения обеспечения национальной экономической безопасности стран-участниц. В статье рассмотрены национальные интересы, определены точки совпадения и сложности в двусторонних отношениях. На основе проведенного анализа дана оценка потенциала сотрудничества и предложены наиболее эффективные формы взаимодействия.
Материалы и методы. При написании статьи использовался сравнительный метод научного исследования. На первой стадии был проведен анализ нормативных документов, прямо или косвенно регулирующих вопросы национальной экономической безопасности стран-участниц. Также было проведено сравнение положений этих документов с положениями «Концепции сотрудничества стран БРИКС». Далее на основе анализа официальных статистических данных, представленных как международными структурами, так и национальными агентствами и министерствами, был оценен прогресс стран по достижению собственных национальных интересов в сфере экономической безопасности.
Результаты исследования. В ходе исследования было установлено, что у стран БРИКC есть четыре подхода к регулированию вопросов экономической безопасности: наличие специального документа, закрепление положений экономбезопасности в конституциях, включение вопросов безопасности в общее эконмическое регулирования, реализация общенациональных программ. Также было выявлено несовпадение интересов и приоритетов у ряда стран. Часть стран, включая Россию, больше озабочены вопросами меняющегося миропорядка, энергетической безопасности, отхода от доллара в международных расчетах, обхода экономических и финансовых санкций. В то же время для ряда стран наиболее актуальными остаются вопросы продовольственной безопасности и бедности.
Обсуждение и заключение. Среди стран БРИКС всеобъемлющая стратегия экономической безопасности есть только у России. Обеспечение экономической безопасности в рамках общеэкономического регулирования осуществляют КНР и Индия. Иран, Индонезия и в Египет закрепили основные положения в своих конституциях. Остальные страны предпочитают общенациональные программы по наиболее актуальным направлениям. Анализ как нормативных документов, так и расходов на проведение определенной экономической политики позволил установить, что проблемами обострения конкуренции за лидирующие позиции в мировой экономике озабочены Россия и КНР. Проблема энергобезопасности актуальна для всех, но для России и Ирана это стабильный экспорт, а для ЮАР – это проблема энергетической бедности. Отход от доллара важен для России, Ирана, КНР и в определенном объеме для ОАЭ. Проблемы продовольственной безопасности и бедности актуальны для Египта, Бразилии, Эфиопии, ЮАР, частично для ОАЭ. Было установлено, что среди рассмотренных стран в наибольшей «эконмической безопасности» находятся Индонезия и ОАЭ.
Введение. Антарктика, являясь уникальным и богатым ресурсами регионом, привлекает внимание многих государств. Китай не является исключением. Его роль в развитии международного сотрудничества в Антарктике значительно возросла с тех пор, как он ратифицировал Договор об Антарктике в 1983 году. В статье рассматривается роль Китая в развитии международного сотрудничества в Антарктике. Целью исследования является изучение роли Китая в развитии международного сотрудничества в Антарктике, отношений Китая с другими антарктическими государствами, действий, предпринимаемых КНР на территории Антарктики.
Материалы и методы. Методологию исследования составляет изучение и анализ текстов международных договоров, научных публикаций, статистических данных. В ходе работы над публикацией применялась совокупность общенаучных, формально-логических методов (включая методы познания, описания, анализа, индукции, дедукции, сравнения, аналогии, систематизации, моделирования) и специальных методов (формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой, структурно-юридический методы; метод контентанализа и др.).
Результаты исследования. В результате проведенного исследования было выявлено, что Китай активно занимается укреплением своих позиций в регионе, строит новые станции, занимается добычей ресурсов. Тем не менее некоторые действия Китая вызывают обеспокоенность у других государств, так как Китай рассматривается как потенциальная угроза. Более того, отсутствие у Китая четкой антарктической политики может спровоцировать конфликты с другими государствами.
Результаты исследования могут быть полезны для правительств, международных организаций и исследовательских институтов, занимающихся вопросами международного права.
Обсуждение и заключение. Поскольку присутствие Китая продолжает расширяться, его действия, вероятно, будут определять будущее международных отношений в регионе. Тем не менее сейчас роль Китая в принятии важных решений в Антарктике не настолько значительна, как роль таких государств, как, например, Австралия и Великобритания. Китаю необходимо активно участвовать в диалоге с другими государствами, что позволит избежать напряженности и способствовать устойчивому развитию региона.
Введение. В условиях трансформации системы международных отношений и движения мира к многополярному устройству российско-китайские отношения получили новый импульс развития. Конфронтация со странами западного лагеря открыла окно возможностей для углубления экономического сотрудничества двух стран. Несмотря на рост товарооборота, зафиксированный в 2023 году, остаются сферы партнерства, обладающие значительным потенциалом. Вместе с тем одной из основных проблем, с которой сталкивается российско-китайское взаимодействие на современном этапе, остается нехватка компетентных кадров и низкий уровень знаний россиян и китайцев друг о друге. В статье представлены результаты социологических опросов, проведенных среди китайских студентов и специалистов, которые выявили их отношение к сотрудничеству с Россией. Опросы показали, что молодые китайцы заинтересованы в развитии российско-китайских отношений, особенно в сфере инфраструктурных проектов. Исследование, проведенное МГИМО при поддержке Фонда CITIC, Пекинского педагогического университета и Китайского университета международных отношений, выявило наиболее перспективные направления для сотрудничества двух стран. Целью данной статьи является анализ текущего состояния и перспектив двустороннего экономического сотрудничества в некоторых сферах на основе результатов социологических опросов граждан КНР, представляющих различные возрастные категории.
Материалы и методы. В ходе написания работы применялись такие методы научного познания, как анализ, синтез, обобщение, аналогия, индукция, дедукция, прогнозирование; проведены социологические опросы. В качестве материалов исследования были использованы зарубежные и российские научные статьи, статистические данные и публикации СМИ, посвященные различным аспектам развития двусторонних проектов России и Китая.
Результаты исследования. Анализ полученных данных выявил, что большинство респондентов считают отрасли инфраструктуры наиболее перспективными для российско-китайского сотрудничества, а государственно-частное партнерство (ГЧП) воспринимается как эффективный механизм реализации инфраструктурных проектов между Россией и Китаем.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что в условиях давления Запада на Россию и Китай, две страны должны углубить экономическое взаимодействие. Трансформация мирового порядка и рост влияния развивающихся стран создают благоприятные условия для наращивания сотрудничества. Китайская молодежь заинтересована в совместных проектах в области инфраструктуры, транспорта, энергетики, производства, сельского хозяйства, науки и туризма. Ключевую роль в успехе такого сотрудничества играет подготовка квалифицированных кадров. Необходимо развивать не только торгово-экономические связи, но и культурные, социальные, а также научные и образовательные отношения.
Введение. Авторы статьи убеждены, что в современном мире внешнеэкономические связи остаются ключевым направлением экономической активности. Устойчивые внешнеэкономические связи остаются необходимым условием для экономического роста страны. Однако из-за изменений в мировой финансово-экономической и политической системах Россия вынуждена искать новых союзников в экономической и политической сфере. Основной задачей для нашей страны является установление тесных и взаимовыгодных отношений с ведущими странами Востока, такими как Китай и Индия – это необходимо для обеспечения экономической безопасности в условиях возможной изоляции на международной арене.
Материалы и методы. Методологическую базу исследования составили общенаучные и специальные методы исследования, такие как индукция и дедукция, анализ и синтез, классификация, компаративный, описательный, сравнительный, логический, структурно-функциональный, различные методы статистического анализа. В исследовании применялись табличные и графические формы представления рассматриваемых процессов и явлений.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что Россия вынуждена использовать различные инструменты для поддержания своей внешней торговли и обеспечения экономической безопасности в условиях антироссийских санкций. Баланс между протекционистской и фритредерской политикой зависит от конъюнктуры на международных рынках, геополитической обстановки в мире, но в особенности от уровня конкурентоспособности и возникновения новых конкурентных преимуществ на мировой арене. Введение санкций со стороны коллективного Запада стало основным фактором изменения внешнеэкономической конъюнктуры для России в 2022 году. Новая внешнеэкономическая стратегия России основана на поиске дружественных стран-партнёров, готовых приобретать подсанкционные товары. Благодаря такой стратегии России удалось переориентировать внешнеэкономические связи на Азию и Ближний Восток, а также наладить параллельный импорт, сохранив конкурентоспособность и даже увеличив внешнеторговый оборот.
Обсуждение и заключение. Обоснована необходимость выхода России на торговые рынки таких крупных азиатских стран, как Китай и Индия, и укрепления внешнеэкономических связей с ними; проанализированы основные группы товаров, которые могут способствовать развитию взаимовыгодного обмена и укрепления внешнеэкономического сотрудничества между указанными странами; доказаны возможность и важность дальнейшего развития внешнеэкономических связей с государствами Азии, могущими стать не менее важными и полезными партнёрами для России, чем некогда государства Европы.
Введение. В данном исследовании рассмотрены состояние и тенденции развития транспортной инфраструктуры России и Китая. Представлена практика реализации проектных инициатив по созданию объектов транспортной инфраструктуры в России и Китае, а также проанализирован опыт совместных трансграничных проектов, в том числе реализуемых на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) в целях выявления перспектив углубления российско-китайского сотрудничества.
Материалы и методы. В качестве материалов к исследованию были использованы российские и китайские официальные программные документы, аналитические отчеты и статистические данные Всемирного банка, агентства Global Infrastructure Hub, Национального центра ГЧП Китая (China Public-Private Partnerships Center), российского АНО «Национального центра развития ГЧП», российской платформы поддержки инфраструктурных проектов ROSINFRA, а также новостные источники российских и китайских СМИ.
Методика исследования основана на теоретическом и статистическом анализе особенностей развития инфраструктуры транспортного комплекса в рамках реализации национальных программ и стратегий развития России и Китая, а также при организации совместных трансграничных мегапроектов. В ходе выполнения исследования были использованы экспертные и опросные методы, а также методики компаративного анализа. Результаты исследования базируются на применении системного подхода и других научных методов познания, таких как метод группировки, обобщения, классификации, аналогии, сравнения, формализации. В исследовании также использованы описательные методы, основанные на сборе и изучении практических примеров реализации проектов по развитию транспортного комплекса в России и Китае.
Результаты исследования. Сравнив состояние транспортной инфраструктуры России и Китая и проведя социологический опрос на тему возможностей российско-китайского сотрудничества в области инфраструктурного комплекса, авторами было установлено, что инфраструктура транспортного сектора обладает наибольшей перспективой для укрепления сотрудничества обеих стран. Проведенный анализ ряда приоритетных совместных трансграничных проектов позволил выявить проблемы недостатка бюджетных средства и растущего усиления нагрузки на государственный бюджет при распределении расходов на финансирование инфраструктурных мегапроектов. В этой связи авторами был предложен механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП) в качестве источника дополнительного финансирования для поддержания развития транспортной инфраструктуры, а также его использования для углубления двустороннего сотрудничества Китая и России в рамках реализации трансграничных инфраструктурных проектов.
Обсуждение и заключение. В ходе проведенного исследования было установлено, что потенциал сотрудничества России и Китая наблюдается в отношении реализации совместных инфраструктурных проектов, в частности развития отдельных транспортных отраслей. А одним из перспективных инструментов для развития отраслей транспорта России и Китая, а также обеспечения устойчивого роста экономик обеих стран может стать реализация трансграничных проектов. Исследование демонстрирует, что на текущий период у России и Китая уже сформировался опыт в области реализации совместных трансграничных проектов.
Однако при сохраняющейся нагрузке на государственный бюджет и сокращении бюджетных расходов на развитие инфраструктурного комплекса, что, как было установлено в рамках исследования, приводит к усилению проблемы инфраструктурного разрыва, необходимы дополнительные источники финансирования. В целях решения данной проблемы авторами был предложен формат ГЧП для реализации совместных трансграничных проектов. Авторами было выявлено, что взаимодействие между государствами с привлечением частных инвестиций может способствовать ускорению инноваций, повышению эффективности, а также углублению и расширению российско-китайского сотрудничества.