Архив статей

Социальный потенциал интеллигенции как субъекта благотворительной деятельности (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Разина Анастасия К.

Традиционно представители интеллигенции являлись важными участниками благотворительного обмена. Наличие у данной социальной группы ряда нематериальных ресурсов, составляющих ее богатый социальный потенциал, позволяет говорить об особых формах участия интеллигенции в благотворительной деятельности. В статье на основе вторичного анализа данных исследования «Благотворительная помощь кризисным семьям», проведенного группой исследователей лаборатории «Ксилаб» по заказу Благотворительного фонда «Шалаш» в 2020–2021 гг., рассматриваются специфичные элементы социального потенциала интеллигенции и возможности для их реализации в сфере благотворительности. Интеллигенция как социальная группа носителей специфических знаний, навыков и ресурсов может выступать значимым субъектом благотворительного процесса, оказывая нематериальную помощь как благополучателям, так и различным социальным организациям в сфере благотворительной помощи и меценатства.

Сохранить в закладках
Социальный статус экскурсовода как культурного посредника в трансляции символических смыслов (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Белецкая Татьяна В.

В статье анализируется влияние актуальных социальных изменений на социальный статус экскурсовода. Обосновывается, что, несмотря на многообразие функций экскурсоводческой деятельности, ключевое значение для современного общества сохраняет роль экскурсовода как культурного посредника. Приводятся доводы в поддержку того, что экскурсоводы принадлежат к среде интеллигенции и воздействуют на формирование и трансляцию символических смыслов, способствуя межгрупповому диалогу и достижению общественного консенсуса. На материале интервью с калининградскими гидами рассматриваются основные социальные проблемы, с которыми сталкиваются экскурсоводы в условиях растущей коммерциализации и технологизации туристических услуг. Делается вывод, что основные статусные вызовы для гидов сегодня представляют размытость границ профессиональной принадлежности, недостаток социального признания профессиональных компетенций, а также сложность адаптации экскурсионной деятельности к условиям цифровой экономики. Доказывается, что, тем не менее, в своей основе экскурсоводы подтверждают статус интеллектуального сообщества и имеют характерные для него запросы.

Сохранить в закладках
Советская студенческая интеллигенция и общественный договор: проблемы принятия и участия (1917–1929 гг.) (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Короткова Марина Сергеевна

В статье обосновывается необходимость общественного договора между государством и студенческой молодежью в изменившихся условиях (с 1917 г. до конца 20-х гг.), цели и условия каждой из сторон, примеры вынужденного принятия и последствия отказа. Приведена классификация советской учащейся молодежи, дана характеристика полярных студенческих миров, проявляющаяся как в мотивации получения высшего образования, так и во взаимоотношениях внутри дифференцированных групп.

Продемонстрированы экстремальные условия обучения в вузах первых лет советской власти и возможности погружения в процесс духовного производства. Рассмотрен факт принадлежности социальной группы студенчества к интеллигенции: показаны изменения, происшедшие вследствие трансформации системы высшего образования, итогом которой стало появление новой группы рабочей социалистической интеллигенции.

Сохранить в закладках