Архив статей

Социальная политика в сфере детства (1919–1945 гг.) как проявление общественного договора (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Колосова Елена Андреевна

Статья посвящена вопросам реализации социальной политики в сфере детства в период политических, экономических и социальных преобразований российского общества с 1919 до 1945 г. В ходе анализа рассмотрены два временных периода – с 1919 по 1929 г. и с 1930 по 1945 г. Основные группы детей, на которых была направлена социальная политика государства в рассматриваемый период, включала беспризорников, сирот, детей, лишенных возможности учиться в школе, детей-беженцев, т. е. так называемые депривированные группы. Показано, какие решения советской власти имели решающее значение для поддержки наиболее социально незащищенных групп.

Сохранить в закладках
Советская студенческая интеллигенция и общественный договор: проблемы принятия и участия (1917–1929 гг.) (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Короткова Марина Сергеевна

В статье обосновывается необходимость общественного договора между государством и студенческой молодежью в изменившихся условиях (с 1917 г. до конца 20-х гг.), цели и условия каждой из сторон, примеры вынужденного принятия и последствия отказа. Приведена классификация советской учащейся молодежи, дана характеристика полярных студенческих миров, проявляющаяся как в мотивации получения высшего образования, так и во взаимоотношениях внутри дифференцированных групп.

Продемонстрированы экстремальные условия обучения в вузах первых лет советской власти и возможности погружения в процесс духовного производства. Рассмотрен факт принадлежности социальной группы студенчества к интеллигенции: показаны изменения, происшедшие вследствие трансформации системы высшего образования, итогом которой стало появление новой группы рабочей социалистической интеллигенции.

Сохранить в закладках
Ученые как субъект «общественного договора» в предвоенный период (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: ВОРОБЬЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Статья посвящена вопросам сосуществования власти и научной интеллигенции в период политических, экономических и социальных преобразований конца 1920-х – начала 1940-х гг. Рассматривается два временных периода – с 1924 по 1932 г. и с 1933 по 1941 г. Для каждого из них описывается, во-первых, политика государства в отношении ученых, последствия проводимой политики для всей страны и данной социальной группы. Во-вторых, какие стремления, интересы, ориентации были характерны для ученых, в чем они состояли, как они коррелировали с государственными интересами, а также интересами всего народа.

Сохранить в закладках